Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕН")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕН")

МАВРИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

МАВРИНА Татьяна Алексеевна (р. 1902), сов. художница. В нач. 1930-х гг. выполнила серию из 27 иллюстраций к биографич. повести С. Н. Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов» (М., 1933; тушь, перо, акв.; 5 илл. - музей Л. в Пятигорске); наиболее интересны илл. «Лермонтов у гроба Пушкина» и «Лермонтов, слушающий игру на фортепьяно». В 1939-41 М. создала 6 илл. к поэме «Измаил-Бей» (акв., рис., офорт - ИРЛИ, ГЛМ, Тарханы); 2 илл. к «Тамбовской казначейше»: «Обед у предводителя» и «Свидание в доме казначея» (офорты - ИРЛИ); 4 илл. к «Тамани» (гуашь, акв.; собственность автора); илл. к стих. «На буйном пиршестве задумчив он сидел» («Казот»; офорт - ИРЛИ; акв. - музей Л. в Пятигорске, ГЛМ; не воспроизв.), воссоздавшую атмосферу парижского аристократич. салона конца 18 в. Остротой конфликта отмечена композиция 1939 к стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» (офорт - ИРЛИ), опубл. в альбоме «М. Ю. Лермонтов в портретах»; для того же изд. была создана акв. «Смерть Лермонтова» (гуашь, перо, сепия; ИРЛИ, собственность автора). Графич. цикл М. занимает значит. место в лермонтовиане сов. изобразит. иск-ва.

Лит.: Динесман Т., Образы М. Ю. Л. в сов. графике, «Иск-во», 1964, № 10; Костин В., Т. А. Маврина, [М., 1966], с. 172; Дорош Е., Живое дерево иск-ва, М., 1967, с 81-87; Т. А. Маврина. Каталог выставки, [М.], 1959; Т. А. Маврина. Каталог выставки, М., 1973.

МАГДЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

МАГДЕНКО Петр Иванович (1817 или 1818 - после 1875), корнет, автор воспоминаний о Л. (1879; см. Воспоминания). 12 мая 1841 М. встретился с Л. и А. А. Столыпиным (Монго), к-рые направлялись в «экспедицию против горцев» в Темир-Хан-Шуру. По воспоминаниям М., он подал Л. и Столыпину мысль заехать в Пятигорск и подвез их туда в своей коляске. Рассказ М. о том, что Л. самовольно поехал в Пятигорск, недостоверен: Л. получил на это разрешение от А. С. Траскина.

Лит.: Висковатый, с. 383, 386-87; Мартьянов, т. 2, с. 37-40, 58; Семенов Л. П., Новые документы о Л., «Горская мысль», 1922, № 3, с. 45; Недумов, с. 124-25.

"МАДРИГАЛ"

«МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о «материальности души» переводится в шутливый план галантного комплимента («духовность тела»).

Автограф - ИРЛИ, тетр. II. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 27. Датируется по положению в тетради.

МАЙЕР (МЕЙЕР) НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

МАЙЕР (Мейер) Николай Васильевич (1806-46), знакомый Л., ставший прототипом доктора Вернера в «Княжне Мери». Окончил Медико-хирургич. академию, в 1830-е гг. врач в Пятигорске и Ставрополе. По воспоминаниям современников, М. был человеком острого саркастич. ума и многосторонних интересов, хорошо знал лит-ру, философию, историю. Резко критически относясь к политич. строю николаевской России, М. сблизился со ссыльными декабристами (С. М. Палицын, Н. И. Лорер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский), к-рые, по словам Огарева, «его любили как брата». В 1834 М. был арестован по политич. подозрениям; во время следствия обнаружились его вольнодумные письма и сведения о его антимонархич. карикатурах.

Л. познакомился с М. летом (до 10 авг.) 1837 в Пятигорске (возможно, через Н. М. Сатина); их дружеское общение продолжалось в окт. - дек. в Ставрополе. В «Княжне Мери» упоминается об окружавшем Вернера в С... (Ставрополе) «шумном круге молодежи» - намек на декабристское окружение М. В повести Л. дан документальный портрет М.; совпадают как внешние (маленький рост, хромота), так и психол. характеристики (любовь к парадоксам, мягкость под маской саркастичности); в повести сохранены даже детали биографии (история любви М.) и поведения М. (привычка рисовать карикатуры).

Офиц. переписка о М. (1836) содержит сведения о конфликте его со ставропольскими врачами и о его «совершенном бескорыстии», о чем также упомянуто у Л. В «Княжне Мери» Вернер - «скептик и матерьялист». Знавшие же М. отмечали как его скептическое отношение к официальной религиозной догматике, так и его тяготение к мистицизму. По свидетельству современников, изображение М. у Л. отличается большой верностью; однако сам М., прочитав роман, был обижен и писал Сатину о Л. и его таланте как о «ничтожных». В семье М. хранились письма Л. (позднее утраченные).

Майер (Мейер) Николай Васильевич

Н. В. Майер. Автопортрет.

Лит.: Воспоминания, 1972, с. 113, 201, 203, 323; Гершензон М., Образы прошлого, М., 1912, с. 310-20; Дурылин (3), с. 130-34; Бронштейн; Бродский (6), с. 734; Михайлова А., Альбом Г. Н. Оленина, ЛН, т. 58, с. 482-85; Андроников (13), с. 342-44 (с портретом); Попов А. (6), с. 55-56; Недумов, с. 96-107; Мануйлов (11, 2-е изд.), с. 184-93, 252.

МАЙКОВ АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ

МАЙКОВ Аполлон Николаевич (1821-97), рус. поэт. Откликнулся на смерть Л. стих. «Памяти поэта», к-рое отправил в «ОЗ» вместе с письмом, где выразил свою скорбь о Л.; однако А. А. Краевский не решился опубл. стихотворение. В поэме «Две судьбы» (1845) М. сделал попытку создать образ «лишнего человека» «...из современных представителей передовых людей, вроде Печорина, только университетского и начитавшегося творений Белинского...». Влияние Л. заметно и в выполненном М. переводе стих. Г. Гейне «Сосна». В 1852 М. как цензор комитета иностр. цензуры рассматривал вопрос о допуске в Россию собр. стих. Л. (Берлин, 1852) в пер. Ф. Боденштедта, куда входили и стихи, не напечатанные в России. В 1875 М. как деятель Министерства нар. просвещения неодобрительно высказался о кн. «Избранные места из сочинений Лермонтова» (Киев, 1875), указав на плохой подбор стихов и неточные комментарии.

Лит.: Златковский М. Л., А. Н. Майков. Биографич. очерк, 2 изд., СПБ, 1898, с. 45; Розанов И. Н. (1), с. 258-59; Бродский (2), с. 249-50; Здобнов, с. 267-68; Царская цензура о «народных» изданиях соч. М. Ю. Л., «Кр. архив», 1939, т. 5 (96), с. 182-83; Дурылин (3), с. 165-66.

МАЙКОВ ВАЛЕРИАН НИКОЛАЕВИЧ

МАЙКОВ Валериан Николаевич (1823-47), рус. лит. критик. Брат А.Н. Майкова. Был близок к петрашевцам. Сотрудник «Финского вестника» (1845), «ОЗ» (1846), «Совр.» (1847). В ст. «Общественные науки в России» (1845) М. назвал «Думу» Л. бессмертным стих., заметив, что «Дума» и «Пророк» произвели глубокое впечатление на современников, т. к. негодование поэта отражало «общее сознание». В рец. на «Краткое начертание истории рус. лит-ры, составленное В. Аскоченским», М. подчеркнул протестующий характер поэзии Л. Согласно М., творчество Л. было полным выражением духа анализа, характерного для кратковременной эпохи перехода «от ложных верований к отрицанию». В ст. «Стихотворения Кольцова» М. поставил Л.-прозаика в один ряд с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и Ф. М. Достоевским.

Соч. Критич. опыты. (1845-1847), СПБ, 1891, с. 392-94 и по указателю.

Лит.: История рус. критики, т. 1, М. - Л., 1958, с. 438; Семинарий, с. 36-37.

МАКСЮТОВЫ

МАКСЮТОВЫ, Петр Александрович и Николай Александрович, князья, дальние родственники и соседи Л. по Тарханам. В детстве Л. с бабушкой бывал в их имении возле Нижнего Ломова Пенз. у., где в монастыре сохранились подземные ходы, вырытые еще во времена Пугачева [Андроников (7), с. 19]; детские впечатления Л., видимо, отразились в «Вадиме». В годы детства оба М. по приглашению Е. А. Арсеньевой подолгу гостили в Тарханах и воспитывались вместе с Л. и его сверстниками.

Лит.: Висковатый, с. 23; Мануйлов (1), с. 119; Мануйлов (5), с. 41; Иванова Т. (2), с. 18; Андроников (13), с. 108; Шан-Гирей, в кн.: Воспоминания; Вырыпаев (2), с. 142-43; Гос. архив Пензен. области, ф. 196, оп. 2, ед. хр. 1957, л. 21.

МАЛОВ МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

МАЛОВ Михаил Яковлевич (1790-1849), профессор уголовного права в Моск. ун-те в годы учения там Л. По словам Герцена, М. «...был глупый, грубый и необразованный профессор...» (Собр. соч., т. 8, 1956, с. 117). Резко враждебное отношение к нему студентов вылилось 16 марта 1831 в открытую демонстрацию, закончившуюся изгнанием М. из аудитории. В результате этого происшествия, ставшего известным под назв. «маловской истории», профессор был вынужден выйти в отставку. Об участии Л. в «маловской истории» свидетельствует стих. «Послушай, вспомни обо мне». В автографе есть приписка, сделанная Н. И. Поливановым (ему адресовано это стих.), с поправками Л., из к-рой ясно, что стих. написано в ожидании «строгого наказания» «вследствие университетской шалости» (I, 176, 415-16). Однако наказание не коснулось Л. Сообщение Н. М. Сатина о том, что поэт был исключен из ун-та вследствие «маловской истории», ошибочно.

Лит.: Поливанов В. Н., М. Ю. Л., «РС», 1875, № 4, с. 812-14; Висковатый П., Университет. годы М. Ю. Л., «РМ», 1883, кн. 4, с. 65-67; Костенецкий Я. И., Воспоминания из моей студенч. жизни, «РА», 1887, № 3, с. 336-40, 343-45; Из хроники Моск. ун-та. История с проф. Маловым, там же, 1901, № 2, с. 316-24; Венгеров С. А., Очерки по истории рус. лит-ры, 2 изд., СПБ, 1907, с. 320-21; Бродский (3), с. 69; Сатин, в кн.: Воспоминания.

МАЛЬЦОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

МАЛЬЦОВ Иван Сергеевич (1807-80), чиновник Мин-ва иностр. дел, литератор. В 1828-29 старший секретарь при А. С. Грибоедове в составе его дипломатич. миссии в Тегеране, единственный, кто остался в живых при ее разгроме. Л. встретился с М., как свидетельствует в дневнике В. А. Жуковский, 17 марта 1841 в гостях у А. О. Смирновой (Россет). (См. о нем также в ст. Щербатова М. А.)

Лит.: Смирнова-Россет А. О., Автобиография. (Неизд. материалы), М., 1931, с. 247; Гиллельсон (2), с. 194.

МАМАЦЕВ (МАМАЦАШВИЛИ) КОНСТАНТИН ХРИСТОФОРОВИЧ

МАМАЦЕВ (Мамацашвили) Константин Христофорович (1815 или 1818-1900), офицер-артиллерист, позднее прогрессивный деятель груз. культуры, мемуарист. Л. познакомился с М. летом 1840, когда оба участвовали в боях при р. Валерик 11 июля и 30 окт..; строки в черновом автографе стих. «Валерик»: «...я изнемог, / Но слышал, как просил картечи / Артиллерист» - возможно, относятся к М. По словам, М., поэт «был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов». Во время осенней экспедиции 1840 в горячей схватке 27 окт. в Автуринских лесах Л. выручил орудия М. 4 нояб. 1840 М. и Л. участвовали в не менее ожесточенном бою в Алдинском лесу. Между М. и Л. существовала переписка, однако письма сгорели. В 1862 М. написал «Записки», где рассказал о встречах с Л., с сосланными на Кавказ декабристами (А. А. Бестужевым, А. П. Беляевым, М. А. Назимовым, В. Н. Лихаревым), а также дал характеристики сослуживцев и знакомых Л. Воспоминания М. опубл. В. Мануйловым. Более подробно они изложены в пересказе В. А. Потто, к-рый имел полный текст мемуаров и пользовался устными рассказами М. (см. Воспоминания). Исследователи отмечают, что М. проявил проницательность в восприятии личности Л. Фотография М. (1890-е гг.) хранится в музее ИРЛИ.

Лит.: Мануйлов (2), с. 47; его же, Новые материалы об участии М. Ю. Л. в войне на Кавказе в 1840 г. (По воспоминаниям К. Х. Мамацева), «Тр. ЛГБИ», т. 2, Л., 1957, с. 239-49; Попов А. (2), с. 146-47, 159-61; Каишаури В., Однополчанин Л., «Веч. Тбилиси», 1966, 7 дек.; Иванова Т. (5), с. 108-09; Шадури В., Новое о К. Мамацашвили, однополчанине М. Ю. Л., «Лит. Грузия», 1974, № 10, с. 81-85; его же, М. Ю. Л. в Грузии, в кн.: За хребтом Кавказа, Тб., 1977, с. 30-40; Назарова Л., Однополчанин М. Ю. Л., «Лит. Осетия», 1977, № 49, с. 104-06; ее же, Л. в отряде ген. А. В. Галафеева в 1840..., в кн.: Сб. Ленинград, с. 415-19.

МАНВЕЛОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

МАНВЕЛОВ Николай Николаевич (1816 - после 1889), князь, соученик Л. по Школе юнкеров (1833-34), мемуарист. В 1889 передал в Лермонт. музей альбом, содержащий рисунки Л. периода его пребывания в Школе юнкеров, вместе с сопроводит. письмом, содержавшим пояснения к ним («Воспоминания генерал-лейтенанта в отставке князя Н. Н. Манвелова, относящиеся к рисункам тетради Мих. Юрьевича Лермонтова», ЛН, т. 45-46, М., 1948).

Лит.: Бильдерлинг, 1890, № 2, с. 590-93; Потто (1), Приложения. Лит. Б., с. 64; Пахомов (3), с. 154, 158; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 137, 148-50.

МАНДЕЛЬШТАМ ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891-1938), рус. сов. поэт. В стихах и прозе М. неоднократно встречаются упоминания о Л., реминисценции из его произв. В очерке «Книжный шкап» (опубл. 1925) М. писал о Л.: «Никогда он не казался мне братом или родственником Пушкина. А вот Гёте и Шиллера я считал близнецами. Здесь же я признавал чужое и сознательно отделял. Ведь после тридцать седьмого года и кровь и стихи журчали иначе».

В ст. «Кое-что о грузинском искусстве» (1922) М. рассматривает двух рус. поэтов в их отношении к кавк. материалу: «Я бы сказал, что в русской поэзии есть свой грузинский миф, впервые провозглашенный Пушкиным... и разработанный Лермонтовым в целую мифологию с мифом о Тамаре в центре». Вольно цитируя лермонт. «Спор», М. пишет: «Может быть, во всей грузинской поэзии нет двух таких стихов, по-грузински пьяных и пряных, как два стиха Лермонтова: «Пену сладких вин... сонный льет грузин»». Дважды встречается в стихах М. поэтич. отзвук любимого им «Выхожу один я на дорогу». В «Концерте на вокзале» (1921) перефразировка этого стих. приобретает «бодлеровскую» окраску: «Нельзя дышать, и твердь кишит червями, / И ни одна звезда не говорит». В «Грифельной оде» (1923) трансформированные лермонт. отроки создают композиц. «кольцо». Мучительное и вместе с тем притягательное в лермонт. демонизме М. оттеняет в стих. с иронич. окраской «Дайте Тютчеву стрекозу» (1932): «А еще над нами волен / Лермонтов, мучитель наш». Тот же мотив - в «Стихах о неизвестном солдате» (1937), где сложные ассоциации связывают образ неизвестной солдатской могилы с космич. образами поэзии Л. В стих. «Жил Александр Герцевич...» (1931) с грустной иронией варьируются слова лермонт. «Молитвы»: «Одну сонату вечную / Играл он наизусть». В целом М. не испытал существ. воздействия лермонт. творчества, однако он неизменно признавал гениальность Л., а в его личности и судьбе видел общность с теми, для кого поэзия «есть сознание своей правоты».

Соч. Шум времени, Л., 1925, с. 20; О поэзии, Л., 1928, с. 76; Стихотворения, М., 1973; Собр. соч., т. 1-3, Вашингтон, 1964-1969, т. 1, с. 243, т. 3, с. 36.

Лит.: Седых Г. И., Опыт семантического анализа «Грифельной оды» О. Мандельштама, «Филологич. науки», 1978, № 2.

МАНЗЕЙ АЛЕКСАНДР ЛОГГИНОВИЧ

МАНЗЕЙ Александр Логгинович (г. рожд. неизв. - 1854), полковник. В 1839 был прикомандирован к Кавк. линейному казачьему войску. Летом 1841 жил в Пятигорске, где близко общался с Л. Ему посвящен экспромт «Куда, седой прелюбодей», приписываемый Л. Как старшему по возрасту, друзья собирались поручить М. переговоры с Л. и Н. С. Мартыновым об их примирении.

Лит.: «СПБ ведомости», 1840, 25 окт., с. 1099; Кавк. календарь на 1846 год, Тифлис, 1845, с. 210; [Раевский], № 7, с. 167, № 8, с. 186; Записки декабриста Н. И. Лорера, М., 1931, с. 257.

МАРКЕВИЧ БОЛЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

МАРКЕВИЧ Болеслав Михайлович (1822-84), рус. писатель и публицист консервативного направления, автор светских романов с «антинигилистической» тенденцией. М. подчас имитировал стиль прозы 1-й пол. 19 в. Такова стилизованная под «Героя нашего времени» повесть «Две маски» (1874), где есть упоминание о Л. («Лермонтов, скажу мимоходом, был прежде всего представителем тогдашнего поколения великосветской молодежи»), вызвавшее резкие возражения А. И. Васильчикова и М. А. Назимова. Во многих произв. М. цитирует и обыгрывает те или иные соч. Л.; в роман «Четверть века назад» (ч. 2, М., 1879) включена пародийная парафраза стих. «Тучи» - «Дама московская, вечная сплетница». На слова Л. сочинил романсы, опубл. в 1875: «Слышу ли голос твой» и «Узник» («Отворите мне темницу»).

Соч. Полн. собр. соч., т. 1, СПБ, 1885, с. 298; Письма Б. М. Маркевича к гр. А. К. Толстому, П. К. Щебальскому и др., СПБ, 1888, с. 230-31.

МАРЛИНСКИЙ А. А.

МАРЛИНСКИЙ А. А., см. Бестужев А. А. (Марлинский).

МАРМЬЕ КСАВЬЕ

МАРМЬЕ (Marmier) Ксавье (1809-92), франц. писатель, историк лит-ры, переводчик. Чл. Франц. академии. В 1842 совершил поездку в Россию. Был знаком со мн. рус. литераторами. Автор статей о рус. нар. поэзии и лит-ре. В ст. «Михаил Лермонтов» («Revue britannique», 1861, № 9, p. 33-52) назвал его «поэтом-философом» и особо отмечал его талант в описании природы. В статью включены вольные франц. стихотв. переводы: «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», «Благодарность». Выполнил франц. пер. «Героя нашего времени» (1856; без предисл. и «Фаталиста») - лучший для того времени.

Лит.: Шульц, № 2, с. 469-70; № 8, с. 292-95; Нейштадт (2); Прийма Ф. Я., К. Мармье и рус. лит-ра, в его кн.: Рус. лит-ра на Западе, Л., 1970, с. 93, 111; Martel R., Xavier Marmier: un précurseur ignoré des études slaves en France, в кн.: Mélanges publiés en l\'honneur de P. Boyer, P., 1925, p. 294-95; Gadot M., L\'image de la Russie dans la vie intellectuelle française (1839-1856), P., 1967, p. 423-24.

МАРТЫНОВ НИКОЛАЙ СОЛОМОНОВИЧ

МАРТЫНОВ Николай Соломонович (1815-75), убийца Л. Сын пенз. помещика полк. С. М. Мартынова. Вместе с Л. учился в Школе юнкеров, выпущен в дек. 1835 корнетом в Кавалергард. полк (где тогда же служил Ж. Дантес). В 1837, командированный на Кавказ, М. останавливался в Москве и почти ежедневно встречался с Л. Возвратившись в Кавалергард. полк, М. в Петербурге в 1838-39, видимо, продолжал общаться с Л., равно как и на Кавказе летом и осенью 1840; в чине ротмистра Гребенского казачьего полка участвовал, как и поэт, в экспедициях А.В. Галафеева. В февр. 1841 М. вышел в отставку в чине майора и в апреле приехал в Пятигорск, где позднее поселился вместе с М. П. Глебовым во флигеле дома Верзилиных.

Мартынов Николай Соломонович

Н. С. Мартынов. Акварель Т. Райта.

По воспоминаниям современников (Я. И. Костенецкий, Н. П. Раевский, Е. Г. Быховец), М. был красивый, но незначит. молодой человек, обманувшийся в надеждах на быструю воен. карьеру на Кавказе, всегда озабоченный успехами у женщин. Эту характеристику дополняет обнаруженный И. Зильберштейном портрет М. (акв.) работы Г. Г. Гагарина (1841; хранится в Париже, в собрании М. В. и А. П. Тучковых), изображающий его в черкеске и с большим кинжалом. Непримиримый ко всякой позе и фальши, Л. постоянно подшучивал над М., рисовал на него карикатуры, писал эпиграммы. Л. приписываются эпиграммы: «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» и «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон» (II, 249, 250). Возможно, что и М. иногда пытался ответить Л. в том же стиле: известна его эпиграмма «Mon cher Michel» (И. А. Гладыш). М. писал также стихи, поэмы и прозу (опубл. в изд.: А. Н. Нарцов, Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых, Тамбов, 1904, ч. 2, Приложение VI, с. 111-40; Панчулидзев, IV, с. 103-06). М. Уманская предполагает, что М. испытывал зависть к Л. как поэту. Это подтверждается поэмой «Герзель-аул», в к-рой М. подражал стих. «Валерик» и в то же время полемизировал с его автором. Поэма М. заключает в себе язвительные строки о Л., содержащие скрытую цитату из «Валерика». Возможно, М. понимал и то, что он является одним из прототипов Грушницкого. При его ограниченности и непомерном самолюбии это также могло вызвать чувство недоброжелательства к Л. 13 июля 1841 (надежных свидетельств нет) на вечере у Верзилиных М. вызвал Л. на дуэль после ссоры, возникшей по ничтожному поводу; 15 июля у подножья горы Машук в 6 ч. вечера М. убил поэта (см. Дуэли). Воен. суд требовал, чтобы М. был лишен чинов и прав состояния. Однако по приказу Николая I он был посажен на три месяца на гауптвахту в Киевской крепости и предан церк. покаянию. После просьб М. о "смягчении" наказания святейший Синод в 1843 сократил срок покаяния с 15 до 5 лет, а в 1846 убийца Л. был совсем освобожден от эпитимии. В последние годы жизни М. писал воспоминания, в к-рых пытался оправдать себя (см. в кн.: Воспоминания).

Портрет М. (акв.) работы Т. Райта (1843) хранится в ГРМ (см. ЛН, т. 45-46, с. 695). См. также ст. Мартыновы.

Лит.: Потто (1), Приложения. Лит. Б., с. 64; Панчулидзев, т. 4, с. 98-103; Семенов (5), с. 116-17, 120-29; Мануйлов (2), Л., с. 48; Мануйлов (11), с. 170-71; Герштейн (4); Гладыш И., К истории взаимоотношений М. Ю. Л. и Н. С. Мартынова. (Неизв. эпиграмма Мартынова), «РЛ», 1963, № 2, с. 136-37; Яшин М., Вокруг Л., «Звезда», 1964, № 10, с. 188-93; Зильберштейн И. С., Парижские находки, «Огонек», 1967, № 12, с. 25-27; Уманская М. М., Из истории лит. отношений Л. и Мартынова, в кн.: Страницы истории рус. лит-ры, М., 1971, с. 401-13; Пешков В., Страницы прошлого читая..., [Воронеж, 1972], с. 164-74; Воспоминания (по указат.); Кравченко С., До бiографiï M. Ю. Л., «Радянське лiтературознавство», 1973, [№] 1, с. 68-77; Недумов, с. 205-18, 222, 227-28, 234, 236-37, 244, 271-73 и др.; Махлевич Я., Расшифровка нек-рых сокращений в «Герое нашего времени», «ВЛ», 1976, № 4, с. 213. См. также лит. к статьям Дуэли, Мартыновы.

Мартынов Николай Соломонович

Н. С. Мартынова. Рис. Т. Райта. Карандаш. 1844.

МАРТЫНОВЫ

МАРТЫНОВЫ, моск. дворянская семья, к к-рой принадлежал Н.С. Мартынов. Имение М. Знаменское-Иевлево находилось близ Середникова, где, как и в Москве, Л. мог в 1829-32 встречаться с членами этого семейства. Летом 1837 М. приезжали в Пятигорск, где снова общались с Л. [Герштейн (4), с. 698]. О продолжении знакомства свидетельствуют дневники А. И. Тургенева, к-рый пишет о посещениях М. вместе с Л. в Москве в мае 1840. Елизавета Михайловна (1783-1851), мать Н. С. Мартынова. В двух письмах к нему упоминает имя Л. В первом (1837) выражено подозрение, что поэт умышленно скрыл распечатанный им пакет с ее письмами и письмами дочерей, доверенный ему для передачи Н. С. Мартынову. Во втором письме (1840) сообщает сыну, что Л. часто бывает у них и что его визиты ей неприятны (Герштейн). Портрет Елизаветы Михайловны (рис.) работы Т. Райта (1844) хранится в ГРМ (см. ЛН. т. 45-46, с. 693). Елизавета Соломоновна (1812-91), сестра Н. С. Мартынова, с 1834 замужем за П. В. Шереметевым. Екатерина Соломоновна (1813 - г. смерти неизв.), сестра Н. С. Мартынова, с 1833 замужем за М. Г. Ржевским. В 1852 в беседе с Я. К. Гротом, излагая историю пропажи пакета, объясняла ее тем, что Л. якобы в 1837 неудачно сватался к Наталье Мартыновой и в связи с этим интересовался содержанием посланных писем, думая узнать из них причины отказа. Екатерине Соломоновне (или Елизавете Соломоновне) посв. новогодний мадригал Л. «Мартыновой». Михаил Соломонович (1814-60), брат Н. С. Мартынова. Однокурсник Л. по Школе юнкеров, выпущен в л.-гв. Кирасирский полк. В. П. Бурнашев утверждал, что Михаил Соломонович - прототип героя «Петергофского праздника», с чем не согласился Б. Эйхенбаум (Л., изд. «Academia», т. 3, с. 660). Известна фотография с акв. Н. И. Поливанова, датированной 6 июля 1834 (Описание ИРЛИ, т. 2, с. 79-80), на к-рой изображены Л., И. Шаховской, Л. Н. Хомутов и, очевидно, Михаил Соломонович (а не Н. С. Мартынов - юнкер след. выпуска). Наталья Соломоновна (1819 - г. смерти неизв.), сестра Н. С. Мартынова (в замужестве де-ла Турдонне). По словам Елизаветы Михайловны в письме к сыну (1840), ее дочери (речь шла о Наталье и Юлии), когда Л. бывал у них, находили «большое удовольствие в его обществе» (Герштейн). По-видимому, Наталья Соломоновна нравилась Л. и отвечала ему взаимностью. Нек-рые современники (А. А. Елагин, Мефодий Н. Катков, Т. Н. Грановский, А. И. Арнольди, А. П. Смолянинов и др.), без достаточных оснований считая ее прообразом княжны Мери или Веры («Герой нашего времени»), связывали ее имя с последней дуэлью поэта. Эта версия, созданная не без участия родственников убийцы поэта, позднее была поддержана Д. Д. Оболенским; ее убедительно опровергла Э. Герштейн. Портрет Натальи Соломоновны (рис.) Т. Райта (1844) хранится в ГРМ (ЛН, т. 45-46, с. 697). Юлия Соломоновна (1821 - г. смерти неизв.), сестра Н. С. Мартынова, с 1840 замужем за кн. Л. А. Гагариным.

Лит.: Бурнашев В. П., М. Ю. Л. в рассказах его гвардейских однокашников, «РА», 1872, № 9, стлб. 1785; Потто (1), Приложения. Лит. Б., с. 62; Оболенский Д., Из бумаг Н. С. Мартынова, «РА», 1893, № 8, с. 609-13; Мартынов С. Н., История дуэли М. Ю. Л. с Н. С. Мартыновым, «РО», 1898, № 1, с. 315-17; Нарцов А. Н., Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями, Тамбов, 1904, ч. 1, с. 67, 71, 73-77; ч. 2, Приложение 1, с. 9-10; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 3, СПБ, 1896, с. 574-75; Герштейн (1), с. 66-67; Герштейн (4), с. 691-706; Мануйлов (2), с. 48; Латышев, Мануйлов, с. 109; Иванова Т. (5), с. 60-61; Арнольди, в кн.: Воспоминания; Смольянинов, там же.

МАРТЬЯНОВ ПЕТР КУЗЬМИЧ

МАРТЬЯНОВ Петр Кузьмич (1827-99), рус. литератор. Автор неск. статей о Л. (1870-96), посв. гл. обр. последним дням жизни поэта, событиям и лицам, связанным с историей дуэли Л., его смерти и погребения. Опубл. воспоминания В.И. Чилаева и основанные на его рассказах описание и эскизный план флигеля, в к-ром жил Л. в Пятигорске в 1841 («Последние дни жизни поэта М. Ю. Лермонтова», 1892); записал воспоминания Д. А. Столыпина и А. В. Васильева о Л., а также свидетельства П. И. Бартенева, Д. Д. Оболенского и др., использованные им для критики «мартыновской» версии о причинах дуэли («Новые сведения о Лермонтове», 1892). Опубл. ряд документов следств. дела о дуэли. В 1892 М. передал Лермонт. музею бумажник Л., полученный от Чилаева. М. были известны утраченные впоследствии материалы о Л., поэтому его публикации в отд. случаях имеют значение первоисточника; однако стремление к беллетризации и «оживлению» документа собств. добавлениями, обращения к малодостоверным источникам (рассказы Е. И. Майделя и др.) заставляют относиться к статьям М. с осторожностью.

Соч. Поэт М. Ю. Л. по запискам и рассказам современников, «Всемирный труд», 1870, № 10, с. 581-604; Дела и люди века, т. 1, СПБ, 1893, с. 32-34, т. 2, 1893, с. 28-188, т. 3, 1896, С. 1-93.

Лит.: Абрамович Д., т. 5, с. XIII-XIV; Описание ИРЛИ, т. 2, с. 163; Семинарий, с. 120-21.

МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), рус. сов. поэт, переводчик. О роли Л. в формировании своих эстетич. взглядов М. упоминает в ряде лит.-критич. статей: «...трудно припомнить, когда, в каком возрасте я полюбил стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий». Кажется, будто я знал их всегда, всю жизнь... я почти дословно запомнил на всю жизнь главу из «Героя нашего времени» - «Максим Максимыч» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 277-78). М. пытается «изнутри» проникнуть в тайну лиризма Л., анализирует «каждый оттенок гибкой и напевной интонации» поэта в стихах, в «простой прозрачной прозе», энергичном языке его драматургии и в «лиричной» сатире. Для М. всегда «дышат» мыслью и музыкой «действенное», «вещественное» слово Л., его «песенная вязь»; писателя пленяют свободные, естественные, как дыхание, ритмы Л., гибкость его ямбов, смысловая выразительность строфики, рифмы. Поэтика Л. рассматривается почти во всех статьях большого цикла М. «О мастерстве», обращенного к совр. писателям и читателям (там же, т. 7), а также в др. статьях и воспоминаниях («В начале жизни», 1960; «О молодых поэтах», 1964; «О чтецах и декламаторах» и др.).

Разносторонние истолкования находят у М. стих. Л. «Парус», «Два великана», «Спор», «Смерть поэта», «Валерик», «Бородино», «Родина», поэма «Демон», сказка «Ашик Кериб», роман «Герой...», драма «Маскарад». М. особенно ценил глубокую народность произведений Л.: «Любая строфа или строчка поэта появляется... всегда на фоне большой народной жизни...» (там же, с. 57). Оригинальное творчество М. неразрывно связано с его переводч. деятельностью: в статьях «Не память рабская, но сердце...» (1951), «О талантливом читателе», «Служба связи» (1958) он говорит о совершенстве переводов Л. из Г. Гейне («Сосна»), И. В. Гёте («Горные вершины»), сохраняющих колорит подлинника и вместе с тем «таких русских» по духу.

Соч. Собр. соч., т. 1-8, М., 1968-72.

Лит.: Галанов Б., С. Я. Маршак. Жизнь и творчество, М., 1965, с. 15; Федоров (1), с. 234, 257; Кин Ц., в кн.: Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о С. Я. Маршаке, М., 1971, с. 251-53.

"МАСКАРАД"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСЮТИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

МАСЮТИН Василий Николаевич (1884-1955), рус. художник. С 1920 за границей. Был близок к экспрессионизму, тяготел к фантастике, гротеску. Среди значит. работ - серия из 8 гравюр на стали к «Герою нашего времени» (München, 1922; оригиналы - Гос. музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва), отличающихся смелостью композиции, плавностью и виртуозностью штриха. Наиболее удачные работы: «Печорин и Мери верхом» и «Сцена в лодке» (к «Тамани»).

Лит.: Офорты В. Н. Масютина, М., 1920; Ларионов А. И., Последние работы В. Н. Масютина, «Гравюра и книга», 1924, № 1.

МАУРЕР ЛЮДВИГ ВИЛЬГЕЛЬМ

МАУРЕР (Maurer) Людвиг Вильгельм (1789-1878), нем. и рус. скрипач, композитор и дирижер. С 1810-х гг. капельмейстер московских, с 1821 петерб. имп. театров, в 1835-45 дирижер франц. театра в Петербурге. В 1839 поставлен его балет «Тень» (с участием Тальони). Известностью пользовались концерты М. для 4 и 6 скрипок с оркестром, скрипичные дуэты. По сообщению печати, 21 дек. 1829 в Пансионе «за десятидневным непрерывным испытанием воспитанников... в языках и науках следовало, по обыкновению, испытание в искусствах... Михайло Лермантов <играл> на скрыпке аллегро из Маурерова концерта» («Дамский журнал», 1830, ч. 29, № 2, с. 30). Об этом же сообщалось и в «Моск. ведомостях»: «Из класса музыки: на скрыпке играли граф Толстой, Лермантов» (1830, 15 янв., с. 212).

Лит.: Эйгес (2), с. 502; Мануйлов (10), с. 28.

МАШУК

МАШУК, гора, у подножия к-рой расположен Пятигорск. Известна целебными источниками. Эти места были хорошо знакомы Л. с детских лет. В поэме «Аул Бастунджи» он писал: «Машук, склоняся лысой головой, / Через струи Подкумка голубые, / Казалось, думал тяжкою стопой / Перешагнуть в поместия чужие» (III, 248). «Две главные горы» (Пятигорья) - так говорит Л. про М. и Бештау в прим. к поэме «Измаил-Бей» (III, 156). М. упоминается и в романе «Герой нашего времени» (VI, 282). У сев.-зап. склона М. поэт был убит на дуэли.

"М. А. ЩЕРБАТОВОЙ" («НА СВЕТСКИЕ ЦЕПИ»)

«<М. А. ЩЕРБАТОВОЙ>» («На светские цепи»), стих. Л. (1840). Худож. идея стих. основана на своеобразном параллелизме, выдержанном на протяжении почти всего стих.: черты личности кн. М.А. Щербатовой Л. связывает с обликом ее «печальной отчизны» (Украины) и находит в них отпечаток ее родины, ее родного народа. В стих., исполненном восхищения внешней и внутр. красотой героини, создан образ молодой женщины, способной и на сильное, глубокое чувство, и на «детскую веру», и на «гордый покой» «среди ледяного, среди беспощадного света». Обычная лермонт. антитеза - человек и «свет» - получает, т.о., новое преломление: светскому об-ву противостоит здесь не лирич. герой, а живая женская душа, близкая к миру вольной природы. М. Н. Лонгинов назвал стих. Л. «вдохновенным портретом нежно любимой им женщины» [Андроников (12), I, с. 579]. Вместе с тем Л. создает выразит. образ Украины, сближающий это стих. со стихами Л. 1840-41 о России, Франции и Кавказе, где зримые картины природы сочетаются с постановкой важнейших вопросов нац. развития. Произв. написано сравнительно редким стихом: чередованием 2-стопного (в нечетных строках) и 3-стопного амфибрахия при сплошь женской рифмовке (см. Стихосложение).

Автограф - ЦГАЛИ, ф. 276, оп. 1, № 48. Копия - ИРЛИ, тетр. XV. Впервые - «ОЗ», 1842, № 1, отд. 1, с. 126, с ошибкой во 2-м стихе. Датировано в первой публикации.

Лит.: Белинский, т. 6, 533; Розанов И. (2), с. 462; Коровин (1), с. 408-09; Иконников (2), с. 64-66; Максимов (2), с. 102-03; Альбеткова Р. И., Человек и природа в лирике Л. 1837-1841 гг., в кн.: Традиции и новаторство в рус. лит-ре, М., 1973, с. 58-75; Пигарев К., Романтич. поэзия в ее соотношении с живописью, в кн.: Романтич. реализм, М., 1973, с. 434; Заславский И. Я., М. Ю. Л. и укр. поэзия, К., 1977, с. 13-19; Найдич Э. Э., Стих. «М. А. Щербатовой» (Л. и Е. П. Гребенка), в кн.: Сб. Ленинград, с. 403-08.

"МАЯК"

«МАЯК» («Маяк современного просвещения и образованности»), ежемесячный «учено-лит. журнал», изд. в Петербурге в 1840-45. Издатель журнала С.А. Бурачок неоднократно выступал на его страницах с религиозно-охранит. позиций против творчества Л.

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МГНОВЕННО ПРОБЕЖАВ УМОМ"

«МГНОВЕННО ПРОБЕЖАВ УМОМ», см. "Стансы".

МЕГЮЛЬ, МЕЮЛЬ ЭТЬЕНН НИКОЛА

МЕГЮЛЬ, Меюль (Méhul) Этьенн Никола (1763-1817), франц. композитор. Марш из его популярной оперы «Два слепца из Толедо» (1806) Л. упоминает в поэме «Тамбовская казначейша»: музыканты «Играли марш из «Двух слепых»» (IV, 120).

МЕЖЕВИЧ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

МЕЖЕВИЧ Василий Степанович (1814-49), рус. писатель и лит. критик. Будучи студентом Моск. ун-та, встречал там Л.; в 1840 в «СП» (№ 284, 285) за подписью «Л. Л.» опубл. сочувств. рецензию на «Стихотворения» Л., в к-рой привел сведения о рукописных журналах Пансиона и первых поэтич. опытах Л. (см. Воспоминания).

Соч. Колосья, СПБ, 1842, с. 30-31; Журнальная всякая всячина, «СП», 1844, 20 мая, с. 447.

Лит.: Мордовченко, с. 780-81; Гершензон, с. 594.

МЕЙЕРХОЛЬД ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940), сов. режиссер (см. также ст. Театр). 10 янв. 1915 поставил пьесу Л. «Два брата» на лермонт. вечере Лит. фонда. В 1916 спектакль возобновлен в Александринском театре; там же 25 февр. 1917 М. поставил «Маскарад». Позднее (1933 и 1938) создал еще две ред. этого спектакля, к-рый шел до 1941. В ст. «Русские драматурги» (1911) М. восхищался «избытком страстей» в драмах Л. и видел в них прежде всего «театр действия». Сдержанность и простота постановки «Двух братьев» как бы подчеркивали стремительность внутр. развития драмы. Однако вихревой темп первых картин «Маскарада», к-рый, по мысли М., должен выразить «насыщенную демонизмом сферу драмы», препятствовал психол. раскрытию характеров. Трагизм гибели Арбенина - осн. идея спектакля. В трактовке образа Арбенина М. колебался, о чем говорят две записи 1911: в одной «Маскарад» сближается с «Горе от ума», а Арбенин с Чацким, в другой подчеркнута автобиографичность героя («Лермонтов - Печорин - Арбенин»). Вторая концепция возобладала в спектакле. Понятие демонизма постепенно сгустилось в фигуре Неизвестного, за к-рой М. видел убийцу Л. и убийцу гения вообще. Неизвестному отводилась гл. роль, в спектакле звучала тема рока, утверждалось могущество инфернальных сил, погубивших героев. При возобновлении спектакля М. перешел от абстрактных символов к приподнятой, романтич., но глубоко человечной трагедии. «Свет» приобрел конкретные социальные черты, а герои - психол. углубленность, позволившую более жизненно и исторически достоверно мотивировать их действия.

Соч. О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы. ч. 1, М., 1968, с. 182, 184, 206-304.

Лит.: Ю. С., Лермонт. спектакль Лит. фонда, «Аполлон», 1915, № 2, с. 67-69; Гуревич Л., Мариинский театр. Лермонт. спектакль, «Речь», 1915, № 11, с. 4; Homo Novus (А. Кугель), Заметки, «Театр и иск-во», 1917, № 10-11, с. 192-194; Соловьев В., «Маскарад» в Александринском театре, «Аполлон», 1917, № 2-3, с. 72-76; Варшавский Я., Л. и Мейерхольд, «Театр», 1939, № 5; Эйхенбаум Б., Три редакции «Маскарада», «Иск-во и жизнь», 1939, № 3; Мацкин А., Поэзия «Маскарада», в его кн.: Образы времени, М., 1959, с. 53-62; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967, с. 108-13, 148-52; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л. - М, 1963, с. 198-231, 430-47; Рудницкий К. Л., Режиссер Мейерхольд, [М., 1969], с. 179, 200-14, 217.

МЕЛИКОВ МОИСЕЙ ЕГОРОВИЧ

МЕЛИКОВ Моисей Егорович (1818 - после 1896), рус. художник. Познакомился с Л. в Москве в 1826; летом 1836 вновь встретил его в парке Царского Села, где делал наброски с натуры. В воспоминаниях М. о Л. (см. Воспоминания) интересны его наблюдения, отмечающие значительность внешности поэта.

Лит.: Андроников И., Встречи и люди, «Лит. Армения», 1964, № 10, с. 63-65.

МЕЛЬГУНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕЛЬГУНОВ Николай Александрович (1804-67), рус. прозаик, критик. В 1826 совм. с С. П. Шевыревым и

В. П. Титовым опубл. пер. книги Л. Тика «Об искусстве и художниках», к-рую, по-видимому, знал Л. [см. «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»)]. В сер. 30-х гг. М. жил в Германии, выступал как пропагандист рус. лит-ры. В ст. «Журнальные выдержки» («Лит. прибавления к «РИ»», 1839, № 19, 13 мая) М. поднял интересовавшую Л. тему взаимоотношений писателя и публики (см. "Журналист, читатель и писатель"), там же процитировал «Думу» Л. («молодого поэта с большим дарованием») как характерный симптом обществ. настроений. В статье на нем. яз. «Русская литература в ее нынешних направлениях» (1840) М. говорил о Л. как прозаике, к-рый должен стать рядом с А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем. Особенно подчеркивал он «объективность» Л., приводя как образец «Песню про... купца Калашникова» и «Бородино».

К.А. Фарнхаген фон Энзе по совету М. перевел на нем. яз. «Бэлу» (пер. вышел с посвящением М., датированным 9 июля 1840). Известно письмо М. к Н. М. Языкову от 1 дек. 1841 (н. с.) из Флоренции: благодаря Языкова за присланные стихи Л., М. сдержанно-критически отозвался о «Завещании» и выразил сожаление по поводу гибели поэта. Из письма видно, что М. располагал известиями о Л. (так, он пересказывал версию, что прототипом княжны Мери явилась Н. С. Мартынова).

Соч. Die russische Literatur und ihre gegenwärtigen Richtungen, «Blätter für literarische Unterhaltung», 1840, № 176, 24 Juni, S. 711-12; [Письма к А. И. Герцену], ЛН, т. 62, с. 346.

Лит.: Varnhagen von Ense K. A., Denkwürdigkeiten und vermischte Schriften, 2 Aufl., Bd 6, T 3, Lpz., 1843, S. 298; Нейштадт, с. 196; Михайлова А., Новонайденное письмо о дуэли и смерти Л., ЛН, т. 58, М., 1952, с. 492; Кулешов В. И., Лит. связи России и Зап. Европы в XIX в. (первая пол.), М., 1965, с. 313-14; Данилевский Р. Ю., «Молодая Германия» и рус. лит-ра, Л., 1969, с. 154.

МЕНЦОВ ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ

МЕНЦОВ Федор Николаевич (1817-48), рус. поэт, критик, ориенталист, близкий к О.И. Сенковскому. Сотрудничал в «БдЧ», «Сыне отечества» и др. Как пост. обозреватель «ЖМНП» систематически откликался на прижизненные и первые посмертные публикации произв. Л. В 1839 М. заявил о Л. и В. И. Красове как поэтах, достойных «особенного отличия» и «показывающих свой талант в значительном блеске». В пример таланта Л. он приводил «Думу» и «Кинжал», упрекая, однако, поэта за «недостойное» сравнение поэтич. творчества с орудием убийства («ЖМНП», 1839, ч. 23, отд. 6, с. 76-77). В том же году М. анализировал «Три пальмы» как одно из самых удачных стих. Л. (там же, ч. 24, отд. 6, с. 179-81). Общую характеристику Л. он дал в обзоре 1840: «Г. Лермонтов - наш Альфред Мюссе; та же бойкость, та же щеголеватость и вместе та же сила стиха у обоих поэтов. У обоих также больше энергии и чувства, нежели обдуманности; но вместе с тем ни тому, ни другому нельзя отказать в необыкновенном таланте, хотя нельзя и не пожалеть о том, что он иногда не надлежащим образом употребляется» (там же, 1840, ч. 28, отд. 6, с. 101-02). Упреки М. относились, по-видимому, к социальному пессимизму и критицизму Л.; так, в отношении к его прозе журнал солидаризировался с суждением С.П. Шевырева.

С оч.: Обозрение русских газет и журналов..., «ЖМНП», 1839, ч. 23, отд. 6, с. 76-77; ч. 24, отд. 6, с. 179-81; 1840, ч. 25, отд. 6, с. 112; ч. 26, отд. 6, с. 5, 10; ч. 27, отд. 6, с. 62-63, 71; ч. 28, отд. 6, с. 101-02; ч. 29, отд. 6, с. 156; 1841, ч. 31, отд. 6, с. 23; ч. 32, отд. 6, с. 288, 335.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: