Поиск по творчеству и критике
Cлово "MODE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Григорьян К.Н.: Живопись Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 35кб.
2. Дурылин С. Н.: Лермонтов и романтический театр
Входимость: 1. Размер: 63кб.
3. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие творчества Лермонтова. Лафатер Иоганн Каспар
Входимость: 1. Размер: 7кб.
4. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. Лермонтов и двор (примечания)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
5. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛЕУ")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
6. Дурылин С. Н. - Лермонтов и романтический театр
Входимость: 1. Размер: 65кб.
7. Титов А. А.: Лето на водах. Глава 37
Входимость: 1. Размер: 15кб.
8. Лермонтов - Лопухиной М. А., (конец 1838 г. Из Петербурга в Москву)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
9. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. За страницами "Большого света" (часть 4)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Вацуро В.Э.: Последняя повесть Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 92кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Григорьян К.Н.: Живопись Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979 . — С. 271—282. К. Н. ГРИГОРЬЯН ЖИВОПИСЬ ЛЕРМОНТОВА 1 В дореволюционные годы живописное наследие Лермонтова мало привлекало внимание исследователей. У тех же авторов, которые впервые обратились к этой теме, изучение вопроса приняло неверное направление. В своих оценках они делали упор на слабость живописной техники, на отсутствие у Лермонтова «достаточных знаний художественного ремесла» и, главное, придерживались неверной точки зрения, заключающейся в том, что дошедшие до нас рисунки, акварели и картины маслом «являются скорее баловством досугов» поэта и «не играют существенной роли в его биографии». 1 В послереволюционные годы А. Эфрос одним из первых коснулся Живописи Лермонтова в связи с изучением рисунков Пушкина. В своей общей характеристике живописного наследия Лермонтова он оказался еще более суровым, чем его предшественники: «Сколько часов отдал Лермонтов своему живописному прилежанию, — этим маслам, акварелям, туши, — „Воспоминанию о Кавказе“ < ... > „Валерику“, „Штурму Варшавы“, „Красному Селу“ и так далее! Он очень старался, он выписывал листочки на деревьях, пуговицы на мундирах, он лощил картины, как заправский эпигон академической школы, — но его трагическая муза должна была в эти часы тяжело смыкать веки, чтоб не видеть, что делал у ее ног маленький армейский поручик Лермонтов». В оценке живописи Лермонтова критерием автору книги служили пушкинские рисунки. Беда Лермонтова, по мнению А....
2. Дурылин С. Н.: Лермонтов и романтический театр
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: бы Лермонтову удалось сделать то-то“, „если бы лермонтовская пьеса попала на сцену“. В 1826 г. Пушкин закончил „Бориса Годунова“, а в 1830 г. написал свои болдинские драмы. В 1836 г. Гоголь поставил на сцене „Ревизора“. Между этими датами — 1830 и 1836 гг. — протекало все творчество Лермонтова-драматурга. В 1830—1831 гг. он написал драму „Испанцы“, „Люди и страсти“, „Странный человек“. В 1835—1836 гг. у него шла работа над „Маскарадом“; в 1836 г. написаны „Два брата“. Итак, между реалистической трагедией Пушкина и реалистической комедией Гоголя Лермонтов начал создавать свой театр — романтический театр. Лермонтов начал его создавать со страстным напряжением: за эти шесть лет он создал пять пьес, и сохранилось до десятка планов и наметок других драматических произведений. Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы И бури тайные страстей. „Бури тайные страстей“ — это лучшее определение не только первой из драм Лермонтова „Испанцы“ (1830), но и самой художественно-зрелой из них — „Маскарада“ (1834—1835), а одна из драм Лермонтова так и называется: „Люди и страсти“. Стоит прочесть любую реплику или монолог из любой ранней драмы Лермонтова, чтобы создалось впечатление, что читаешь драму одного из немецких поэтов эпохи „Бури и натиска“, переведенную на русский язык. Один из героев Лермонтова, Юрий Волин, восклицает: „Люди, люди... люди... Зачем я не могу любить вас, как бывало?.. Я узнал тебя, ненависть, жажда мщения... Мщения... Ха! xa! ха!.. как это сладко, какой нектар земной!“ Монолог этот со всем его подтекстом бурного страдания и горького протеста, со всем его внешним обликом страстной обвинительной речи — является прямым отзвуком...
3. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие творчества Лермонтова. Лафатер Иоганн Каспар
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: Это его учение, далекое от науки, повлияло на литературный процесс в Европе XVIII—XIX вв [2]. Лаф. родился в Цюрихе, там же изучал теологию. Поездка по Германии расширила его кругозор, у него проявилась тяга к поэзии, по возвращении на родину в 1764 г. он издал поэтический сборник «Швейцарские песни». C 1768 г. началось его служение в цюрихской церкви, он до самой смерти пребывал в сане ее пастора, читал проповеди, опубликовал многочисленные богословские труды. Но параллельно он занимался изучением открывшейся ему закономерности — координации между внешностью человека и его внутренним содержанием. Эту область знания Лаф. назвал физиогномикой, в 1775–1778 гг. был опубликован труд «Физиогномические фрагменты, способствующие познанию людей и любви к людям» [4]. Согласно Лаф., все тело человека отражает его душу, но в наибольшей степени это соответствие проявляется в голове (впоследствии эта идея развилась в учение австрийского врача Ф. Й. Галля, которое получило название френология), а еще больше отражается в лице. Верхняя треть лица, как считал Лаф., отображает интеллектуальную сферу человека, нижняя треть — его животную сущность, средняя часть, прежде всего глаза, — отражает сферу морали и чувств. Другая существенная идея Лаф. — различение черт лица в неподвижном состоянии и в движении (не реализованная им в конкретных примерах физиогномического анализа, которые, как правило, основываются на портретах,...
4. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. Лермонтов и двор (примечания)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: Р. Б. Лермонтов и Соллогуб. — Труды Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. V (8). Л., 1958, с. 191. 6 6   ЦГАОР , ф. 678, оп. l, № 736, л. 162об. Перевод с фр. 7 7   Там же , ф. 672, оп. 1, № 415. Перевод с нем. 8 8   Там же , № 416, л. 1a, 1аоб., 2об. Перевод с нем. 9 9   Там же , ф. 851, оп. l, № 16, л. 110об. Перевод с фр. 10 10   Воспоминания , с. 44. 11 11   Мартьянов П. К. Дела и люди века, т. II, 1893, с. 124—125. 12 12   Михайлова А. Н. Последняя редакция «Демона». — Литературное наследство, 1948, № 45—46. 13 13  См.: Гиреев Д. А. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. Северо-Осетинское книжное изд-во, 1958; Иванова Т. А. Что говорят рукописи и книга (об основном тексте «Демона»). — Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1963, № 2, с. 176—186. 14 14   Висковатов , с. 315. 15 15   Воспоминания , с. 228—229. 16 16   Там же , с. 382. 17 17  С.-Петербургские ведомости, 1840, 4 января. 18 18  См.: Северная пчела, 1840, 4 января: «В здешнем Дворянском собрании 9-го сего января имеет быть маскарад, входящий в число шести...
5. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛЕУ")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: 1899, л. 80. Лит.: Герштейн (8), с. 11, 28, 37; Мануйлов (9), с. 245, 261-62, 272; Гиллельсон (2), с. 195-96. ЛАВРЕНЁВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич (1891-1959), рус. сов. писатель. В 1905, «ошеломленный чтением «Демона»...», написал поэму «Люцифер» (см. Собр. соч., т. 1, 1963, с. 62). Особенно высоко ценил прозу Л.: «Прозу Лермонтова считаю образцовой по ее сухости, логичности изложения, анализу и экспрессии, краткости и замкнутости фраз» (там же, т. 6, 1965, с. 46). В 1953 писатель завершил работу над драмой «Лермонтов» (ей предшествовали наброски повести и биографич. романа о Л.). В отличие от авторов, для к-рых Лермонтов «...либо... лихой забубенный гусарский поручик..., либо... демонический, разочарованный герой...», драматург стремился показать характер своего героя «...во всей его сложности и противоречивости, во всем его социальном значении» (там же, с. 491-92), избрав для этого последний период жизни поэта (с февр. 1837 до гибели). Пьесе не суждено было стать творч. удачей писателя. Ее поставил Ленингр. театр драмы им. А. С. Пушкина (июль 1953), затем в дек. 1954 - МХАТ им. М. Горького (реж. В. Станицын и И. Раевский, композитор А. Хачатурян). Спектакль вызвал критич. отзывы печати. Автора упрекали в холодной иллюстративности, нарушении историч. достоверности, в недостаточно глубокой разработке образа поэта. Наиболее положит. характеристику дал пьесе А. А. Фадеев (в письме к Лавреневу от 5 апр. 1953 и «Заметках о лит-ре», 1955). С лермонт. темой в творчестве Лавренева связаны и произв., посв. декабристам: драма «Кинжал», сценарий «Южное общество» (1925), рассказ «Лотерея мыса Адлер» (1930), очерк «Моряки-декабристы» (1940). В критике и публицистике Лавренева немало цитат из Л. Соч. Собр. соч., т. 1-6, М., 1963-65. Лит.: Дементьев А., Спектакль о Л., «Известия», 1953, 12 сент.;...
6. Дурылин С. Н. - Лермонтов и романтический театр
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: творчество Лермонтова не смерть, а нечто другое. Говорить о лермонтовской драматургии — необыкновенно трудное дело. Драматические произведения Лермонтова остались в собрании его сочинений, но его театр при жизни поэта не сбылся. Все, что приходится здесь говорить, приходится говорить в условном наклонении: „ если бы Лермонтову удалось сделать то-то“, „ если бы лермонтовская пьеса попала на сцену“. В 1826 г. Пушкин закончил „Бориса Годунова“, а в 1830 г. написал свои болдинские драмы. В 1836 г. Гоголь поставил на сцене „Ревизора“. Между этими датами — 1830 и 1836 гг. — протекало все творчество Лермонтова-драматурга. В 1830—1831 гг. он написал драму „Испанцы“, „Люди и страсти“, „Странный человек“. В 1835—1836 гг. у него шла работа над „Маскарадом“; в 1836 г. написаны „Два брата“. Итак, между реалистической трагедией Пушкина и реалистической комедией Гоголя Лермонтов начал создавать свой театр — романтический театр. Лермонтов начал его создавать со страстным напряжением: за эти шесть лет он создал пять пьес, и сохранилось до десятка планов и наметок других драматических произведений. Любил и я в былые годы, В невинности души моей, ...
7. Титов А. А.: Лето на водах. Глава 37
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: Балы, маскарады, спектакли следовали один за другим. Уже на второй день по приезде Лермонтов, почти целый год не видавший настоящей большой залы, танцевал у Воронцовых-Дашковых, где обычно не только собиралась вся петербургская fachion [167] , но и присутствовали члены императорской семьи. Кружась в вальсе с хозяйкой, Лермонтов несколько раз встретил внимательный взгляд великого князя Михаила Павловича, который, стоя у колонны, беседовал о чём-то с Алексеем Илларионовичем Философовым и свитским генералом князем Суворовым. Когда, окончив танец, Лермонтов по образовавшемуся в толпе узкому проходу отводил графиню на место, в дверях появилась императрица под руку с государем. Сашенька Воронцова высвободила руку, как бы прощаясь с Лермонтовым, повернула на миг к нему своё прелестное лицо и пошла навстречу царской чете. Николай Павлович, величественно глядевший поверх очков из-под кирасирской каски, увидел Лермонтова и, нахмурившись, отвернулся. — Ты с ума сошёл, братец! — услышал Лермонтов громкий голос, звучавший притворной тревогой. — Тебя же арестуют! Рядом с ним стоял неизвестно откуда взявшийся Соллогуб. — Если ты не будешь так кричать, то, может быть, и помилуют, — улыбкой и интонацией давая понять, что знает цену этой тревоги, ответил Лермонтов. Соллогуб стушевался и, что-то неловко пробормотав, исчез в толпе. — У меня не арестуют! — деловито оглядев Лермонтова сквозь лорнет, бросил мимоходом граф Иван, который, задевая мундиры, фраки и упругие дамские шелка, вслед за...
8. Лермонтов - Лопухиной М. А., (конец 1838 г. Из Петербурга в Москву)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: a de la fatuité dans cette phrase, direz-vous; mais vous vous tromperez. Je sais que vous êtes persuadée que vos lettres me font un grand plaisir puisque vous employez le silence comme punition; mais je ne mérite pas cette punition car j’ai constamment pensé à vous, preuve: j’ai demandé un semestre d’un an, — refusé, de 28 jours — refusé, de 14 jours — le grand duc a refusé de même; tout ce temps j’ai été dans l’espérance de vous voir; je ferai encore une tentative — dieu veuille qu’elle réussisse. — Il faut vous dire que je suis le plus malheureux des hommes, et vous me croirez quand vous saurez que je vais chaque jour au bal: je suis lancé dans le grand -monde; pendant un mois j’ai été à la mode, on se m’arrachait. C’est franc au moins. — Tout ce monde que j’ai injurié dans mes vers se plait à m’entourer de flatteries; les plus jolies femmes me demandent des vers et s’en vantent comme d’un triomphe. — Néanmoins je m’ennuie. — J’aj demandé d’aller au Caucase — refusé. — On ne veut pas même me laisser tuer. Peut-être, chère amie, ces plaintes ne vous paraîtront-elles pas de bonne foi? — peut-être vous paraîtra-t-il étrange qu’on cherche les plaisirs pour s’ennuyer, qu’on court les salons quand on n’y trouve rien d’intéressant? — eh bien je vous dirai mon motif: vous savez que mon plus grand défaut c’est la vanité et l’amour-propre: il fut un temps où j’ai cherché à être admis dans cette société...
9. Герштейн Э.Г. - Судьба Лермонтова. За страницами "Большого света" (часть 4)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: был единодушен с А. О. Смирновой. Указывалось, что под именем Минской в повести изображена Смирнова 35 . Внешнее портретное сходство несомненно. Минская — придворная дама, черноволосая красавица, на бледном лице которой «сияет печать мысли». На музыкальном вечере Минская зевает и скучает. «Впрочем, мы тоже очень любим музыку, от скуки чего не сделаешь», — пишет Смирнова в одном из писем. «У вас все высокие интересы, — сообщала она П. А. Вяземскому за границу 14 марта 1839 года, — а мы пока с ума сходим по Тальберге, за него только что не дерутся дамы фешенебельные, особенно полюбила музыку графиня Воронцова, ездят к нему по утрам, зовут обедать, на все вечера, словом Thalberg est l’homme à la mode * , просто все унижаются даже до подлости, ведь это только может быть в Петербурге» 36 . В числе гостей Лермонтов называет «одного гвардейского офицера». Исследователи правильно замечают, что здесь подразумевается сам Лермонтов, — традиционный прием светской повести, которым пользовался еще Пушкин («Роман в письмах», «Гости съезжались на дачу ... »). Как мы помним, мы встретились с этим приемом и у Соллогуба: вымышленные герои называют имена своих прототипов («стихи Л<ермонтова> и повести С<оллогу>ба»). Теперь мы встречаем Лугина и Лермонтова в одном отрывке. Фамилия «Минская» и внешняя обстановка первого разговора заимствованы у Пушкина («Гости ...
10. Вацуро В.Э.: Последняя повесть Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Часть текста: «Кавказец», лелеявший замыслы исторического романа-эпопеи, в силу ли простой исторической случайности или внутренних закономерностей эволюции оставил в качестве литературного завещания «отрывок из неоконченной повести», носящей на себе все признаки романтической истории о безумном художнике и фантастического романа о призраках. Нет ничего удивительного, что повесть эта, известная под условным названием «Штосс», привлекает и будет привлекать к себе внимание исследователей и порождает и будет порождать диаметрально противоположные толкования, благо ее как будто нарочитая неоконченность открывает широкий простор для гипотез. Первые исследователи «Штосса» рассматривали его как романтическую повесть в духе Гофмана и Ирвинга и приводили параллели; мотив «оживающего портрета» сопоставляли с подобным же у Гоголя и Метьюрина. 1 Гоголевские традиции в «Штоссе» были отмечены довольно рано; 2 советские исследователи расширили и обогатили эту сферу сопоставлений и установили связь повести с ранним русским «натурализмом» («натуральной школой»). 3 Именно эти наблюдения привели к трактовке «Штосса» как произведения антиромантического; тщательное исследование Э. Э. Найдича, опубликованное в виде комментария к нескольким изданиям сочинений Лермонтова, 4 содержало именно этот вывод и во многом определило последующее его восприятие. В нескольких специальных статьях рассматривались формы полемической связи...