Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОГ"-"К")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОГ"-"К")

"КОГДА Б В ПОКОРНОСТИ НЕЗНАНЬЯ"

«КОГДА Б В ПОКОРНОСТИ НЕЗНАНЬЯ», раннее стих. Л. (1831), в к-ром «смысл самого стремления к совершенству» (Б. Эйхенбаум) утверждается как неискоренимая внутр. потребность и одновременно нравств. императив. В стих. выражена редкая для Л. уверенность в достижимости человеком «совершенства» и «полного блаженства». Уверенность эта, однако, выражается полемически, и прежде всего по отношению к самому себе, собственному неверию и скептицизму. Оттого к предельно утверждающему заключит. двустишью 1-й строфы Л. приходит от противного - вся строфа построена как ряд отвергаемых, «отрицаемых» отрицаний: «Неисполнимые желанья / Он <создатель> в нашу душу б не вложил, / Он не позволил бы стремиться / К тому, что не должно свершиться, / Он не позволил бы искать / В себе и в мире совершенства, / Когда б нам полного блаженства / Не должно вечно было знать». Бог выступает у Л. творцом, союзником и своего рода «виновником» такого сверхожидания - реальности совершенного бытия.

Во 2-й строфе Л. как бы конкретизирует предчувствуемое совершенное бытие: это - «надежда, бог грядущих дней», и любовь (или надежда на вечную и безгрешную любовь), к-рая, по мысли Л., помещается в каком-то ином, еще непознанном пространстве: «...есть поныне / На небе иль в другой пустыне / Такое место, где любовь / Предстанет нам, как ангел нежный».

Стих., хотя и построено на романтич. антитезе земли и неба - при явном предпочтении «небесного» «мятежным» земным страстям, не укладывается в рамки романтич. поэтики и философии 19 в. В нем, по-видимому, нашли отражение восходящие к деизму представления о чувстве как инструменте (и критерии) познания божественной гармонии; надежда на лучший мир есть своего рода доказательство его существования (ср. у Н. М. Карамзина: «Мы видим счастья тень в мечтах земного света. / Есть счастье где-нибудь: нет тени без предмета»).

«Когда б в покорности...» - одно из первых стих. Л., выражающих всю абсолютность и максимализм его представлений о должном бытии человека как пребывании в идиллическом, идеально прекрасном и нравственно очищенном мире; во многом оно объясняет глубину и силу лермонт. сомнения и отрицания - как тот предел, к-рым порождались и с потерей к-рого трагически утрачивались юношеские надежды, вера и идеалы.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «ОЗ», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 267. Датируется по нахождению в тетр. XI.

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 336; Максимов (2), с. 14, 39; Пейсахович (1), с. 483; Удодов (2), с. 311, 432.

"КОГДА БЫ МОГ ВЕСЬ СВЕТ УЗНАТЬ"

«КОГДА БЫ МОГ ВЕСЬ СВЕТ УЗНАТЬ», см. "Sentenz".

"КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА"

«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА», позднее стих. Л. (1837), в к-ром запечатлены редкие мгновения гармонич. слияния поэта с природой, с миром и связанное с ним состояние внутр. просветленности. Однако такое состояние лишь подчеркивает обычную душевную тревогу поэта, порождаемую неустроенностью мира, неустранимостью трагич. разлада с ним, постоянством мучительных сомнений в возможности «счастья на земле», в существовании бога (см. Религиозные мотивы). От этого стих. тянутся нити к шедеврам зрелой лирики («Выхожу один я на дорогу...» и др.).

Своеобразная, отмеченная печатью «лермонтовского элемента» ритмико-интонац. и композиц. структура стих. представляет собой сложный синтаксич. период, к форме к-рого (когда... тогда...) Л. неоднократно прибегал: ср. «Арфа», «Вечер», «Сосед» («Кто б ни был ты»), «Когда надежде недоступный» и особенно стих. «К кн. Л. Г-ой»; последнее композиционно наиболее сходно со стих. «Когда волнуется...».

Образы стих. не составляют целостной и какой-то определенной картины природы, что нередко воспринималось как смешение разных сюжетов и «сезонов»: «желтеющая нива» и «малиновая слива» - начало осени; ландыш - весна (Гл. Успенский). Однако «принцип этих эмпирически противоречивых совмещений» имеет глубокий худож. смысл. Разрозненные и как бы вырванные из естеств. реальности существования, природные образы стих. «объединены не на основании их естественной смежности, которой здесь нет, а... глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии «природы-утешительницы»» [Максимов (2)]. В этом сказывается тяготение Л. к образному и вместе с тем ассоциативно-логич. обобщению, характерному для его лирики. С одной стороны, любое проявление гармонии в природе намекает поэту на возможность гармонии в собств. душе и мироздании («когда волнуется желтеющая нива», «когда... мне ландыш серебристый приветливо кивает головой», «когда студеный ключ... лепечет мне таинственную сагу»), с другой - эти разные и обычные в природе явления, объединенные рамкой синтаксич. конструкции (анафорич. союзами, к-рые Л. использует по принципу усиления, нарастания к.-л. эмоции), образуют новую, эстетич. целостность и в контексте стих. приобретают символич. значение, свидетельствующее об абсолютной внутр. гармонии и полноте бытия. Само построение стих. подчеркивает особую для поэта ценность, благодатность слияния с природой и целым миром и вместе с тем - его редкость и временность: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, - / И счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу бога...».

В дореволюц. лермонтоведении это стих. нередко истолковывалось как свидетельство религ. смирения или примирения поэта с действительностью. Нек-рые исследователи называют его пантеистическим. Стих. «Когда волнуется...» - яркий пример, раскрывающий творческую лабораторию Л.-поэта [Удодов (2)].

Стих. положили на музыку мн. композиторы, в т.ч. С. М. Ляпунов, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Лучшие иллюстрации к стих. принадлежат А. М. Васнецову и Н. Г. Никифорову.

Автограф - ГБЛ, ф. 500, карт. 1, ед. хр. 3. Копия - ИРЛИ, тетр. XV. Впервые - «Стихотворения» (1840). Из воспоминаний А. П. Шан-Гирея известно, что стих. написано во время пребывания под арестом за стихи на смерть А. С. Пушкина: Л. «велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес». Датируется февр. 1837 на основе воспоминаний Шан-Гирея и даты, указанной в сб. 1840.

Лит.: Белинский, т. 4, с. 532; Шевырев, с. 536-37; Котляревский, с. 212; Успенский Г. И., Собр. соч., т. 5, М., 1956, с. 36; Эйхенбаум (12), с. 75-76; его же, О поэзии, Л., 1969, с. 408-10, 420-31; Максимов (2), с. 34-35; Архипов, с. 35-39; Воспоминания (2), с. 42-43; Удодов (2), с. 179-89.

"КОГДА К ТЕБЕ МОЛВЫ РАССКАЗ"

«КОГДА К ТЕБЕ МОЛВЫ РАССКАЗ», стих. (1830), по теме и настроению примыкающее к ряду ранних лирич. произв. Л., осн. мотивы к-рых - одиночество, обреченность поэта, противостоящего об-ву. Стих. обращено к женщине, к-рая не хотела разделить пророчески предсказанную судьбу отверженного поэта (ср. «Когда твой друг с пророческой тоскою», «Не смейся над моей пророческой тоскою», «Настанет день - и миром осужденный»). По словам Е. А. Сушковой, стих. «грозно предвещало ее будущее».

Автограф - Б-ка Колумбийского ун-та (США). Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 40 (альбом А. М. Верещагиной, л. 5). Впервые - «РВ», 1857, кн. 2, с. 405. Датируется началом сент. 1830 по воспоминаниям Сушковой.

Лит.: Пейсахович (1), с. 433; Воспоминания, с. 95.

"КОГДА НАДЕЖДЕ НЕДОСТУПНЫЙ"

«КОГДА НАДЕЖДЕ НЕДОСТУПНЫЙ», стих. Л. (1835?), в к-ром создан образ скептика, разуверившегося в идеалах юности, любви и в возможности искупления грехов страданием. Стих. построено как диалог с богом, как его речь, прозвучавшая в ответ на обращение героя. При этом «вина» бога, ответственного за поруганные «мечты» героя, за состояние безнадежности и разочарования, снимается вследствие того, что его блаженство «было ложно». Поэтому и сама молитва, обращенная к богу, - «безрассудна» и «докучлива».

Переоценка Л. романтич. представлений о жизни повлекла обострение и углубление скептич. настроений («И все, что свято и прекрасно, / Отозвалося мне чужим»). Однако критицизм и призыв к смирению («Смири страстей своих порыв») касаются только «пороков юности» и ведут не к примирению с жизнью, а к обретению твердости и стойкости на жизненном пути (см. Путь, Странничество в ст. Мотивы). Юношеская «мечта» уступает место трезвому самоотчету. Бог, утешая, наставляет героя на трудный и «безыдеальный» путь, на к-ром его ждут новые испытания («Будь как другие хладнокровен, / Будь как другие терпелив... / Не обожай ничью святыню, / Нигде приют себе не строй»). Обреченный на непонимание и одиночество, герой тем не менее покидает позицию избранничества, стремясь быть похожим на других людей. Все это дает право считать стих. переходным от юношеской лирики к зрелой. Его мотивы будут затем развиты в «Не верь себе» и др. стихах, определивших впоследствии отказ Л. от «оглушающего языка» романтич. «страстей».

Автограф - ГПБ, собр. рукописей Л., № 34 (тетр. «Лекции по географии»), лл. 58 об. - 59. В автографе зачеркнуты пять стихов (после стиха 20). Впервые - «РС», 1872, т. 5, № 2, с. 287-288. Датировка предположительна; вероятно, написано в 1835, когда была начата поэма «Сашка», черновые наброски к-рой находятся в «юнкерской тетради».

"КОГДА ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНЬЕ"

«КОГДА ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНЬЕ», незаконченное стих. Л. (1832?). Рассматривалось (без достаточных оснований) как посвящение к 3-й ред. «Демона» («Academia», ЛАБ); ныне печатается как отд. стих. (впервые в ЛАМ). По мнению И. Л. Андроникова, обращено к Н. Ф. Ивановой; Л. продолжает тему «загробной» любви и ревности, начатую в стих. «Письмо» (1829) и завершенную в стих. «Любовь мертвеца» (1841).

Стих. положили на музыку В. В. Нечаев, В. И. Рамм. Черновой автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 75. Датируется предположительно по положению в тетради.

Лит.: Шувалов (4), с. 302; Андроников (13), с. 140; Пейсахович (1), с. 432.

"КОГДА ПОСПОРИТЬ ВАМ ПРИДЕТСЯ"

«КОГДА ПОСПОРИТЬ ВАМ ПРИДЕТСЯ» (Мартыновой), см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

"КОГДА РАФАЭЛЬ ВДОХНОВЕННЫЙ"

«КОГДА РАФАЭЛЬ ВДОХНОВЕННЫЙ», см. "Поэт".

"КОГДА ТВОЙ ДРУГ С ПРОРОЧЕСКОЙ ТОСКОЮ"

«КОГДА ТВОЙ ДРУГ С ПРОРОЧЕСКОЙ ТОСКОЮ», см. «К***».

КОДЗОКОВ ЛУКМАН МАГОМЕТОВИЧ

КОДЗОКОВ Лукман Магометович (Дмитрий Степанович; 1818-93), кабард. экономист и прогрес. обществ. деятель. В кон. 20-х гг. был привезен в Москву, окончил Пансион (1834) и Моск. ун-т (1838). Был близок к А. С. Хомякову, в семье к-рого воспитывался, знаком с видными представителями рус. интеллигенции (В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин, Ю. Ф. Самарин, И. В. и П. В. Киреевские). В 1840-41 жил в Пятигорске; о знакомстве с Л. свидетельствует запись имени и пятигорского адреса К. его рукой в альбоме поэта (ГПБ. Собр. рукописей Л., № 11).

Лит.: Андроников И., Запись в альбоме Л. К истории культурных связей России и Кабарды, «Дружба народов», 1960, № 5, с. 202; Андроников (13), с. 473-79; Кумыков Т. Х., Жизнь и обществ. деятельность Л. М. Кодзокова, Нальчик, 1962.

КОЗЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

КОЗЛОВ Иван Иванович (1779-1840), рус. поэт-романтик, переводчик и пропагандист Дж. Байрона в России. Произв. К. входили в круг чтения Л.-подростка и были для него одним из первых источников знакомства с байронич. поэмой. Ранние поэмы Л. («Черкесы», «Корсар», «Кавказский пленник»), во многом связанные с поэмами А. С. Пушкина, ориентируются также на переводные и оригинальные поэмы К.: популярную в 30-е гг. поэму «Чернец» (1825), поэмы «Княгиня Наталия Борисовна Долгорукая» (1828), «Абидосская невеста» (1826, пер. из Байрона), заимствуя из них как сюжетные элементы («Кавказский пленник»), так и отд. поэтич. формулы и стихи. Число реминисценций из К. у раннего Л. чрезвычайно значительно. Ниже приводятся осн. текстовые заимствования (или совпадения) в поэмах Л. из произв. К.: 1) «Черкесы» Л.: стихи 5-8, 28, 95, 240 - ср. «Чернец» К., строфы II, VI, X; стихи 103-104, 111-112, 133-138 - ср. «Княгиня Наталия Борисовна Долгорукая» К., ч. II, строфа I. 2) «Кавказский пленник» Л.: стихи 208-209 - ср. «Чернец» К., строфа XII; стихи 354-357, 371-372 - ср. «Княгиня...» К., ч. I, строфа IX; ч. II, строфа XII; стихи 92-109, 578-589, 600-605 - ср. «Абидосская невеста» К., строфы XII, XXV, XXVII. 3) «Корсар» Л.: стихи 23-24, 115-116, 140-141 - ср. «Чернец» К., строфы VI, VII, XIV; стихи 236-245 - ср. «Абидосская невеста», строфа XIX; стихи 300-303 - ср. «Княгиня...» К., ч. II, строфа X.

Козлов Иван Иванович

И. И. Козлов. Литография с рис. О. А. Кипренского. 1940

Несомненно сюжетное и ритмич. сходство между стих. Л. «В рядах стояли безмолвной толпой» и переводным (из Ч. Вольфа) стих. К. «На смерть английского генерала сира Джона Мура» (1825). Из зрелых произв. Л. поэма «Мцыри» композиционно и тематически перекликается с «Чернецом» К.: в центре той и другой - исповедь романтич. героя. Усвоение Л. поэзии К. не носило творч. характера и относится преим. к раннему периоду.

Знакомство двух поэтов относится к сер. 30-х гг. Многочисл. упоминания самого К., а также его жены Софьи Андреевны (урожд. Давыдовой), дочери Алины в письмах Е. А. Верещагиной (1838-40; см. Верещагины) среди "наших", т.е. столыпинской родни, указывают на семейное общение между родственниками Л. и К. Со слов А. П. Шан-Гирея, П. Висковатый писал, что Л. "с слепым поэтом Козловым особенно часто виделся в этом<1836>году". В доме Козлова Л. мог встречаться с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, А. Н. Муравьевым, А. С. Даргомыжским. Известен одобрит. отзыв К. о стих. "Смерть поэта", прочитанном ему А. И. Тургеневым 11 февр. 1837. По свидетельству Е. Розе, Л. посетил слепого и разбитого параличом К., к-рый рассказал ему о своей встрече после 20-летней разлуки с А. Г. Хомутовой (см. Хомутовы). Откликом на обращенное к ней стих. К. «Другу весны моей после долгой, долгой разлуки» (1838) было послание Л. «А. Г. Хомутовой», проникнутое восхищением перед ее нравств. красотой; в нем нарисован сочувственный поэтич. портрет К. и дана высокая оценка его стихов.

Соч. Полн. собр. стихотворений, Л., 1960.

Лит.: Розе Е., А. Г. Хомутова, «РА», 1867, № 7, стлб. 1051; Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 376; Грот К. Я., [Вступ. заметка] к дневнику И. И. Козлова, в сб.: Старина и новизна, кн. 11, СПБ, 1906, с. 56; Нейман Б. В., Отражение поэзии Козлова в творчестве Л., «Изв. ОРЯС АН», 1914, т. 19, кн. 1, с. 200-19; Семенов (2), с. 431-37; Шувалов (1), с. 299-301; Эйхенбаум (3), с. 23-77; ГБЛ, рукописный фонд А. М. Хюгель, № 456, картон № 15.

КОЛАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

КОЛАЧЕВСКИЙ Николай Николаевич (гг. рожд. и смерти неизв.), рус. поэт, воспитанник Пансиона (вып. 1827). Сотрудничал в «Атенее», «Галатее», «Моск. телеграфе». Как и Л., был участником пансионского лит. об-ва, к-рым руководил С. Е. Раич. Он упомянул К. и Л. в числе молодых поэтов, к-рые под его руководством «вступили на литературное поприще». Подобно Л., интересовался поэзией Ф. Шиллера (в альм. «Цефей», 1829, опубл. пер. отрывка из трагедии «Мария Стюарт»). Существует предположение, что стих. «Мой демон» (1830-31) Л. - творч. спор со стих. К. «Демон-разрушитель» (1829).

Лит.: Раич С. Е., Автобиография. Публ. Б. Модзалевского, «РБ», 1913, № 8, с. 32-33 (отчество К. указано ошибочно); Бродский (5), с. 115, 122, 124-25, 128-33, 144-45; Левит, с. 252-53.

"КОЛОКОЛ СТОНЕТ"

«КОЛОКОЛ СТОНЕТ», см. "Песня".

КОЛРИДЖ СЭМЮЭЛ ТЕЙЛОР

КОЛРИДЖ (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (1772-1834), англ. поэт, лит. критик, философ. Представитель «озерной школы» («лейкистов») - кружка англ. консервативных поэтов-романтиков. Внимание Л. привлек отрывок из незаконч. фантастич. поэмы К. «Кристабель» (1797-1802, опубл. 1816), использованный Дж. Байроном в виде эпиграфа к стих. «Прощай» (1816), к-рое вместе с эпиграфом было переведено И. И. Козловым («Прости. Элегия лорда Байрона на разлучение супругов», «СО», 1823, № 18). Созданный в этом отрывке образ некогда единых, но затем расторгнутых стихиями двух утесов, с к-рыми сравниваются любовники, был развит Л. в стих. «Время сердцу быть в покое» и «Романс» («Стояла серая скала на берегу морском»), а позднее использован как элемент описания в «Мцыри» («Я видел груды темных скал...»; IV, 153).

Лит.: Нейман (2), с. 285-88; Эйхенбаум (3), с. 48-49; Федоров (1), с. 156, 181-82; Федоров (2), с. 257-58.

КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЬЦО-ГОРА

КОЛЬЦО-ГОРА, см. Кисловодск.

КОЛЮБАКИН НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

КОЛЮБАКИН Николай Петрович (1811-68), поручик Оренбургского уланского полка, разжалован в 1835 (за пощечину полковому командиру) в рядовые Нижегородского драгун. полка, стоявшего на Кавказе. После экспедиции 1836 произведен в прапорщики. Тяжело раненный в ногу и лежавший в госпитале в Ставрополе, он в апр. 1837 познакомился здесь с Л.; летом они снова встретились в Пятигорске (С. Недумов). В чертах характера молодого К. (вспыльчивость, неуживчивость, склонность к позе, громким фразам), его поведении (в духе романтич. героев А. А. Бестужева-Марлинского) и в биографии было немало общего с Грушницким. Это отмечали современники Л. (М. Н. Лонгинов, Э. А. Шан-Гирей). К. «узнал» себя в образе Грушницкого и, смеясь, простил Л. эту «злую... карикатуру» (И. П. Забелла). Однако К. был еще и разносторонне образованным, даровитым человеком, отличался храбростью и честностью, был дружен с декабристами. Создавая образ Грушницкого, Л. избрал К. лишь в качестве одного из прототипов (см. Мартынов Н. С., Прототипы). Впоследствии К. - сенатор, один из видных военно-администр. деятелей на Кавказе, автор статей по кавказоведению.

Портрет К. (в ген. мундире) - в кн.: Иванова Т., Лермонтов на Кавказе, 1968, с. 31.

Лит.: Бороздин К. А., Упразднение двух автономий, «ИВ», 1885, № 1, с. 40-41; Шан-Гирей Э., Еще по поводу воспоминаний Раевского о Л., «Нива», 1885, № 27, с. 646; Висковатый, с. 365; Потто (2), с. 59-61; Семенов (5), с. 92-93; Семенов (7), с. 105; Дурылин (3), с. 120-21; Попов А. (2), с. 32-33; Попов А. (6), с. 57-59; Мануйлов (11), с. 169-70; Лонгинов, в кн.: Воспоминания; Забелла, там же; Недумов, с. 107-11.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИЧЕСКОЕ, обнаружение, фиксация художником несоответствий (несообразности, противоречий) в явлениях окружающей действительности, их неполноты или, напротив, их чрезмерности, атрофии или гипертрофии. Основа К. как специфич. мироощущения - надежда на восстановление гармонии, нормы; К. оптимистично, оно требует построения хотя бы простейшей жизнеутверждающей гипотезы. К. в творчестве Л., как правило, локализовано в частной жизни его героев. (В драму «Маскарад» вкраплены сатирич. зарисовки быта петерб. света.) Л. стремится к созданию и целостных произв., комически интонированных: роман в стихах «Сашка», стихотв. повесть «Тамбовская казначейша». Однако подобные опыты не создают в его творчестве перспективной худож. системы и не они определяют его творческий облик: эмоц. и эстетич. основа К. - смех, юмор, шутка; но смех не может возникнуть там, где из психол. обихода исключается надежда, а из интеллектуального - гипотеза, домысел об ином, лучшем устроении мира, ибо надежды у Л. чреваты иллюзиями, а гипотезы и домыслы - ошибкой или обманом (см. Обман в ст. Мотивы). При подобном воззрении на мир К. не просто игнорируется, но сознательно отвергается: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - / Такая пустая и глупая шутка» - декларирует Л. («И скучно и грустно»). Шутка, зерно К., неизменно им осуждается. Ряд сцен в «Маскараде» строится на саркастич. обыгрывании слова «шутка». Развитие к.-л. шутки ложится в основу сюжетных линий, ведущих к покушению на жизнь «шутников» или к их гибели в «Герое нашего времени»: девушка-контрабандистка «шутит» над Печориным, заманивая его в море; жестоко шутит над княжной Мери Печорин; под неумолчный аккомпанемент шуток завязывается его дуэль с Грушницким, финал к-рой красноречиво характеризуется как «finita la comedia». Шутка нередко прикрывает, камуфлирует свою противоположность - тайну; она препятствует овладению тайной, пути к к-рой могут быть только серьезны. Люди веселятся, не зная, что их подстерегает катастрофа; но поэт, ищущий путей проникновения в тайны мира, неизменно серьезен и грустен: «За каждый светлый день иль сладкое мгновенье / Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. / Мне грустно... потому что весело тебе» («Отчего»); или: «Не смейся над моей пророческой тоскою...». Смех, веселье у Л. - спутники неведения, незнания того, что ожидает смеющихся или простодушно веселящихся.

Л. из всех видов К. отдает преимуществ. предпочтение иронии и сарказму. Лермонт. сарказм - это сарказм убежденного аскета духа, с т.з. к-рого смех, юмор, шутка являются проявлениями или некоей неполноты мышления - незнания жизни, неискушенности, а то и просто глупости, или, напротив, его избыточной изощренности - хитрости, коварства. Л. стремится «посмеяться» над смеющимися, подвергнуть их самих превратностям игры, случая или шутки, заменяя их мироощущение, их речь своею сугубо строгой, педагогически функциональной, целенаправленной речью. Поэт в его творчестве - пророк, но это - «осмеянный пророк» («Поэт»). И ответом на осмеяние людьми серьезного, пророчествующего слова м. б. только «голос мщенья» - речь, разящая, как удар кинжала.

Лит.: Анненский И., Юмор Л., в его кн.: Книги отражений, М., 1979.

КОНАШЕВИЧ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

КОНАШЕВИЧ Владимир Михайлович (1888-1963), сов. художник. Иллюстрировал рус. классику, книги для детей. Один из первых сов. иллюстраторов сказки Л. «Ашик-Кериб» (Детгиз, М., 1936). Сохраняя непосредственность в передаче содержания, художник прибегает к стилизации под вост. миниатюру, создавая яркие, выразит. и доступные дет. восприятию образы. Вост. колорит сказки наиболее ярко передан в цветной илл. на обложке: «Ашик, увидевший золотое блюдо, вспоминает о Магуль-Мегери» (все 6 илл. - тоновые литографии; обложка - цветная литография; собр. семьи художника). Эти илл. обрели широкую популярность (переизд. 1937, 1939, 1941).

В 1937 К. создал серию автолитографий тоном к произв. Л. (авт. оттиски - музей ИРЛИ; не воспроизводились); к лирике выполнено 30 илл.: к стих. «Воздушный корабль» - 6, «Горные вершины» - 1, «Дубовый листок» - 2, «Желание» («Отворите мне темницу») - 2, «Желание» («Зачем я не птица») - 3, «Казачья колыбельная песня» - 4, «Могила бойца» - 2, «На севере диком» -1, «Парус» -2, «Пленный рыцарь» - 2, «Русалка» -2, «Спор» - 4, «Тучи» - 1. По-новому, не традиционно подошел художник к иллюстрированию стих. «Казачья колыбельная», изобразив картины, возникающие в песне матери-казачки. В серию автолитографий тоном к «Песне про... купца Калашникова» вошло 13 сюжетов (музей ИРЛИ; не воспроизводились). Создавая илл. для дет. издания, К. учитывал особенности восприятия читателей: подробно, в деталях он передает сюжет поэмы, стремится к четкой определенности характеристик. Яркой динамичностью отличаются три крупноформатные илл.: «Алена Дмитриевна убегает от Кирибеевича», «Кулачный бой», «Прощание перед казнью», в к-рых использованы традиции нар. лубка. Для этого же изд. К. готовил серию илл. к «Мцыри». Известны три из них: «Горный поток», «Сон Мцыри», «Рыбка в воде» (автолитографии - музей ИРЛИ; не воспроизводились). Для изд. «Стихи. Сказка «Ашик-Кериб»» (Детгиз, М. - Л., 1948) К. выполнил ряд илл. к стих. «Бородино», «Воздушный корабль», «На севере диком», «Три пальмы» и к поэме «Беглец» (местонахождение оригиналов неизв.).

Лит.: История рус. иск-ва, т. 12, М., 1961, с. 443; Молок Ю., В. М. Конашевич, Л., 1969, с. 226.

КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич (1874-1971), сов. скульптор. В 1960 выполнил бюст Л. (бронза - музей С. Т. Коненкова в Москве; мрамор - музей «Тарханы»). См. в кн.: Вырыпаев П. А., Л. с нами, Саратов, 1966, с. 101.

Лит.: Каменский А., Коненков, М., 1962, с. 116; Коненков С. Т., Мой век, М., 1972, с. 35-36, 37.

"КОНЕЦ! КАК ЗВУЧНО ЭТО СЛОВО!"

«КОНЕЦ! КАК ЗВУЧНО ЭТО СЛОВО!», стих. Л., включенное им в письмо к М. А. Лопухиной от 28 авг. 1832. Другой вариант этого стих. вошел в текст стих. «Что толку жить!... Без приключений...».

КОНСТАН ДЕ РЕБЕК БЕНЖАМЕН АНРИ

КОНСТАН де Ребек (Constant de Rebecque) Бенжамен Анри (1767-1830), франц. писатель и политич. деятель. В России был популярен в декабристских кругах как идеолог либерализма. Единств. роман К. «Адольф» (1807, опубл. 1815) - история молодого человека, «сына века», эгоцентричного, разочарованного, склонного к скептич. рефлексии, находящегося в разладе с обществом и самим собой. «Адольф» - один из первых европ. «аналитических» романов. А. С. Пушкин высоко ценил этот роман, в к-ром «отразился век» и создан портрет совр. человека «с его безнравственной душой, / Себялюбивой и сухой, / Мечтанью преданной безмерно» («Евгений Онегин», гл. VII). Нек-рые исследователи творчества Л. рассматривали Адольфа в числе возможных лит. предшественников Печорина.

Лит.: Родзевич (1), с. 14-31; Родзевич (2), с. 59-76; Шувалов (1), с. 336-37; Ахматова А., «Адольф» Б. Констана в творчестве Пушкина, в кн.: Пушкин. Временник пушкинской комиссии, т. 1, М. - Л., 1936, с. 91-114; Гинзбург (1), с. 160-63; Томашевский, с. 496-99; Михайлова Е. (2), с. 372-80; Эйхенбаум (12), с. 224-228.

КОНСТАНТИНОВ ФЕДОР ДЕНИСОВИЧ

КОНСТАНТИНОВ Федор Денисович (р. 1910), сов. художник. Первое произв. Л., к-рое иллюстрировал К., - поэма «Мцыри» (отд. изд., М., 1941) - 8 гравюр на дереве (авт. оттиски - музей ИРЛИ). В 1949 К. расширил эту серию, добавив 25 гравюр - заставки к главам («Беглец. Мцыри», М., 1949); в том же изд. - 3 гравюры к поэме «Беглец», лучшая из них - суровая, трагич. сцена «Мать, прогоняющая сына». Иллюстрируя новое изд. «Мцыри» (М., 1961), К. вновь переработал и дополнил всю сюиту (авт. оттиски - музей ИРЛИ, музей «Тарханы»). Наиболее значит. работы: «Голова Мцыри» (суперобложка), «Мцыри, любующийся горами» (фронтиспис), «Мцыри в грозу» (вклейка), «Мцыри ночью в горах» (вклейка), «Бой с барсом» (вклейка). Используя выразит. средства черно-белой гравюры на дереве, К. передал мятежный дух поэмы. Картины природы помогают раскрыть образ Мцыри.

Еще в 1940 К. задумал серию иллюстраций к «Герою нашего времени», для чего ездил на Кавказ. Осуществился этот замысел лишь в 1961 (изд. М., 1963). Серию ксилографий открывает портрет Л. (фронтиспис; авт. оттиск - музей ИРЛИ); художник не повторил ни одного из прижизненных изображений, воплотив свое восприятие личности поэта как глубоко трагической. Предваряет сюиту горная панорама на суперобложке, создающая романтически взволнованное настроение. К повести «Бэла» художник выполнил 20 гравюр. Наиболее значительны: «Первое знакомство Печорина с Бэлой» и «Портрет Бэлы». В иллюстрациях к повести «Максим Максимыч» правдивый образ гл. персонажа - большая удача художника. Менее удался Печорин. К «Тамани» К. создал 3 страничных илл., полустраничную заставку, 7 малых илл. в тексте и концовку. Почти на всех гравюрах этой серии - волнующееся море, освещенное луной. Черные силуэты в контрастном сочетании с бликами света усугубляют впечатление призрачности и таинственности, к-рыми окрашено повествование.

К «Княжне Мери» выполнено 24 гравюры, в т.ч. «Переезд через Подкумок» и «Дуэль» (двустраничный разворот). Интересен, но спорен портрет Печорина: в нем доминируют черты, роднящие его с Мцыри; романтич. одноплановость скрадывает сложность характера. К «Фаталисту» выполнены 3 гравюры, в т.ч. «Вулич с пистолетом у виска» (воплощает суровость и решительность героя) и «Картина ночи» (контраст между вечной красотой природы и жалким жребием человека).

Из лирики К. иллюстрировал: «Два великана», «Из Гёте», «Тучи», «Родина», «Выхожу один я на дорогу» (Избр. произв., Детгиз, М. - Л., 1953; авт. оттиски - музей ИРЛИ, Музей Л. в Пятигорске). К 4-му переизд. этой книги (1964) К. сделал суперобложку: величеств. горная панорама - одна из лучших его пейзажных работ. В 1964 создана серия станковых линогравюр на сюжет поэмы «Демон» (авт. оттиски - музей ИРЛИ): «Демон, летящий над скалистым ущельем», «Демон на фоне звездного неба», «Тамара в монастыре у окна», «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара у окна в келье». Иллюстрации К. - значит. вклад в худож. интерпретацию соч. Л.

Соч. Любимые образы, «В мире книг», 1964, № 8; Образы великих творений, «Творчество», 1964, № 10 (94).

Лит.: Кузнецова Ю., Художник-романтик, «Иск-во», 1963, № 11; ее же, Ф. Д. Константинов, М., [1965], с. 56-63, 103-04.

КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), сов. художник. Путешествуя по Кавказу в 1927, выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом. Романтич. кавк. пейзажи вызвали в памяти художника образы поэзии Л. Так появились этюды (масло; собр. семьи художника): «Мцыри. Гроза» (см. М. Л. Нейман, с. 92); "С развалин Мцыри" (см. там же, в цвете, с. 93); "Казбек" (см. в кн.: Кончаловский. Худож. наследие, табл, 61); "Пятигорск. Дом Лермонтова" (акв.; собр. семьи художника; см. там же, табл. 218).

В 1912 К. оформил для театра Зимина спектакль «Купец Калашников» (опера А. Г. Рубинштейна). Декорации и костюмы к нему художник считал одной из самых удачных своих работ [6 эскизов декораций и 17 эскизов костюмов - ЦГТМ им. А. А. Бахрушина; эскиз декорации «Зима. Улица», см. Альбом. ЦГТМ им. Бахрушина, М., 1971, с. 140; 4 эскиза - Пахомов (2), с. 338-39].

В 1941 К. приступил к работе над портретом Л. (масло; собр. семьи художника; см. Нейман, с. 194, 195). Он создал подготовит. рисунки и эскизы (итал. карандаш, графит; собр. семьи художника), использовал для портрета свои пейзажи, зарисовки и этюды (в т.ч. «Казбек»). Портрет был закончен в 1943, но художник не раз к нему возвращался. По своим масштабам это - уникальное явление в иконографии Л. Однако сюжетность, «жанровость» картины помешали с должной глубиной раскрыть облик поэта.

Лит.: Иванов Вс., Лермонтов Кончаловского, «Лит-ра и иск-во», 1943, 18 апр.; Кончаловский. Худож. наследие, М., 1964, с. 17, 18, 33, 225-26, 285-86; Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, [М., 1967], с. 193-97, 241-42.

КОРД ФОМА ФОМИЧ

КОРД (Kord) Фома Фомич (г. рожд. неизв. -1852), гувернер (в 1830) А. Д. Столыпина, двоюродного брата М. М. Лермонтовой. Автор краткой грамматики англ. языка (1835). Л. встречался с К. в Середникове летом 1830, что подтверждается позднейшей припиской поэта в автографе стих. «К Су<шковой>»: «(При выезде из Середникова к Miss black-eyes. Шутка - преположенная от M. Kord)» (I, 406).

Лит.: «Сев. пчела», 1853, 20 янв., с. 57; Висковатый, с. 100.

КОРМИЛИЦЫНА

КОРМИЛИЦЫНА, см. Л.А. Шубенина.

КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939), рус. художник. Для 1-го тома Соч. Л. (1891, И. Н. Кушнерев) выполнил илл. к стих. «Сон» и «Свиданье» (обе - черная акв.; ГТГ). В 1902, оформляя для Мариинского театра в Петербурге вместе с А. Я. Головиным пост. оперы А. Г. Рубинштейна «Демон», К. создал декорации и эскизы костюмов к 5 первым картинам. В этой работе использованы натурные зарисовки, сделанные им на Кавказе в 1901 [эскизы декораций и костюмов - ЦГТМ им. А. А. Бахрушина; из них 4 см. в кн. Пахомов (2), с. 328-29; эскизы костюмов Синодала (выполнен совм. с В. А. Серовым) и Тамары - Ленингр. гос. театр. музей; см. в кн. М. Ю. Л. в портретах]. В 1914 К. закончил новый вариант оформления «Демона» для Большого театра в Москве, где в гл. роли выступил Ф. И. Шаляпин. И художник, и артист стремились воплотить на сцене врубелевского Демона (декорации погибли во время пожара в 1914). В том же году К. еще раз исполнил все оформление спектакля, по-новому воплотив его образное решение.

Соч. Константин Коровин вспоминает..., М., 1971, с. 341-343, 461, 473-77.

Лит.: Дорошевич В. М., Старая театр. Москва, П. - М., 1923, с. 38, 40, 45; Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1963, с. 66-68, 188, 487; Власова Р. И., Константин Коровин. Творчество, [Л., 1969], с. 132-34; Пожарская М. Н., Рус. театрально-декорац. иск-во конца XIX - нач. XX вв., М., 1970, с. 197.

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921), рус. писатель. Считал Л., как и Пушкина, «величайшим из наших поэтов», а «Парус» и «Горные вершины» - «самыми лучшими образцами лирической поэзии». В ряде рассказов и статей цитировал Л. В 1890 К. переписал в дневник стих. Л. «весьма современного содержания» - «Прощай, немытая Россия» - образец умения поэта «чувствовать, как свободный человек» и «изображать эти чувства». Общая характеристика личности Л. как «скептика, фаталиста, байрониста и протестанта, игравшего жизнью, как игрушкой, и идеализировавшего зло, как элемент, разъедающий житейскую пошлость его времени», содержится в дневниковой записи К. от 18 дек. 1894, где К. полемизировал с В.О. Ключевским, видевшим в Л. «искренно и тепло верующего русского человека». С теми же чертами «неустановившейся, пылкой и эксцентричной» натуры Л. связывал К. и историю его последней дуэли (ст. «Русская дуэль в последние годы», 1897).

Соч. Полн. собр. соч., т. 4, СПБ, 1914, с. 259-61; Война, отечество и человечество, М., 1917, с. 9-12; Дневник, т. 1, [Полтава], 1925, с. 219; т. 2, [Полтава], 1926, с. 312-13; Собр. соч., т. 1-10, М., 1953-56 (по указат.); В. Г. Короленко о лит-ре, М., 1957, с. 603.

КОРСАКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

КОРСАКОВ Алексей Николаевич (1822-99), литератор, военный. В 1850 записал со слов М. А. Пожогина-Отрошкевича, двоюродного брата Л. (со стороны отца), воспоминания о детстве поэта. Видимо, К. принадлежит акварельный рисунок «Грузинка у окна» - илл. к стих. Л. «Грузинская песня» (подпись: «1848. A. Korsakoff. 2»).

Соч. Заметки о Белинском, Лермонтове, Полежаеве и графе Потемкине (подп.: А. К.), «РА», 1881, кн. 3, с. 456-58; ср.: Воспоминания.

Лит.: Описание ИРЛИ, с. 244.

КОРСАКОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОРСАКОВ Петр Александрович (1790-1844), журналист, литератор, в 1835-44 цензор Петерб. цензурного комитета. В 1839-40 цензуровал «ОЗ» (нек-рые номера вместе с А. И. Фрейгангом), где печатались стихи Л.; разрешил печатание ряда стих., в т.ч. «Как часто, пестрою толпою окружен», «Воздушный корабль». К. был цензором первых изд. «Героя нашего времени» (1840 и 1841); вероятно, именно он исключил фрагмент о посмертном воздаянии В. Скотту за наслаждение, доставленное его романами («Княжна Мери»). Суждения К. о творчестве Л. неизв.; в качестве соиздателя «Маяка» он, по-видимому, разделял в общих чертах позицию журнала. К. адресовано опубл. в «Маяке» письмо М.Н. Загоскина от 28 июня 1840, поддерживающее статьи С.А. Бурачка о Л. (см. "Маяк", 1840, гл. IV, Ч. VII, с. 101-05).

"КОРСАР"

«КОРСАР», одна из ранних романтич. поэм Л. (1828). Примыкает к сочинениям о «благородных разбойниках» (ср. у самого Л. поэму «Преступник», 1829), а также к произв. на «греческую» тему, интерес к к-рой был усилен событиями рус.-тур. войны 1828-29. В поэме отразилась попытка юного Л. выйти из-под влияния В. А. Жуковского и И. И. Козлова и найти иные образцы среди персонажей Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. С. Пушкина. В результате лермонт. герой противоречиво соединил в себе элегич. томление и усталость от жизни с вольнолюбием и мятежностью. Л. трактует тему Греции и греч. корсаров прежде всего как героич., связанную с борьбой за свободу народа.

Поэма имеет форму исповеди. Главное в ней - история души героя; остальные персонажи присутствуют лишь как «фон», в чем проявился романтич. субъективизм раннего Л. Кольцевая композиция призвана подчеркнуть цельность произв., однако вследствие неразвитости любовной линии, лишь намеченной в последней части, поэма оставляет впечатление незавершенности. Подражат. характер поэмы нашел выражение, в частности, в обилии лит. реминисценций: из поэм Пушкина «Братья-разбойники» и «Кавказский пленник», а также из «Евгения Онегина» (ср. строфу XXXVI шестой главы романа и стихи 311-315 «Корсара»), из произв. Козлова, в т.ч. из перевода поэмы Байрона «Абидосская невеста», М. В. Ломоносова (см. ЛАБ, III, с. 314-15). Эпиграф, измененный применительно к содержанию поэмы, взят из стих. Ж. Ф. Лагарпа «Геро и Леандр».

Поэму иллюстрировали М. Е. Малышев и В. Д. Замирайло. Автограф - ИРЛИ, оп. 1, № 1 (переплетенная тетр.). На л. 30 - рис. Л., близкий по содержанию ко 2-й строфе поэмы (двое детей, охраняемых ангелами, и подпись: «Невинность всегда охранена»). Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 33. Впервые в отрывках - «ОЗ», 1859, № 7, отд. 1, с. 11-14; полностью - Соч. под ред. Висковатого, т. 3, 1891, с. 152-63, и Соч. под ред. Введенского, т. 2, 1891, с. 329-36. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Нейман Б. В., Отражение поэзии Козлова в творчестве Л., «Изв. ОРЯС АН», 1914, т. 19, кн. 1, с. 208-10; Семенов Л., К вопросу о влиянии Марлинского на Л., «Филологич. записки», Воронеж, 1914, в. 5-6; Кирпотин (1), с. 6-7; Благой (1), с. 361, 363, 364; Соколов (4), с. 89-90; Федоров (2), с. 42-43, 52-53.

КОРФ МОДЕСТ АНДРЕЕВИЧ

КОРФ Модест Андреевич (1800-76), товарищ А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, с 1831 - управляющий делами Комитета министров (позднее член Гос. совета). Библиограф и историк официозного направления. Автор дневниковой записи о причинах и ходе дуэли Л. с Э. Барантом (см. Воспоминания).

Лит.: Герштейн (8), с. 21-22, 33-34.

КОСТЕНЕЦКИЙ ЯКОВ ИВАНОВИЧ

КОСТЕНЕЦКИЙ Яков Иванович (1811-85), учился одновременно с Л. в Моск. ун-те, но близок с поэтом не был. К. - один из зачинщиков «маловской истории» (см. Малов М. Я.), в к-рой участвовал и Л. В ун-те близко знал А. И. Герцена и Н. П. Огарева; в 1832 за участие в антиправительств. Сунгуровском кружке был лишен дворянства и сослан рядовым на Кавказ, где за боевые заслуги в 1839 произведен в офицеры. В конце 1840 в Ставрополе К., служа в штабе войск Кавк. линии, оформлял документы Л. для отпуска. В мае 1841 неск. раз случайно встречался с поэтом в Пятигорске. Воспоминания К. (1872; опубл. 1887), содержащие отрицат. характеристику личности Л., интересны сведениями о составе профессоров Моск. ун-та во время обучения там Л., о "маловской истории", а также описанием внешности поэта (см. Воспоминания).

Лит.: Бродский (5), с. 250, 258-59; 292-94; Иванова Т. (2), с. 148; Нейман Б., Прокопенко Л., Укр. страница биографии поэта, «Радуга», 1964, № 10, с. 168.

"К П[ЕТЕРСО]НУ" («ЗАБУДЬ, ЛЮБЕЗНЫЙ П<ЕТЕРСО>Н»)

«К П[ЕТЕРСО]НУ» («Забудь, любезный П<етерсо>н»), раннее «пансионское» стих. Л. (1829), обращенное к Д. В. Петерсону. В нем нашли отражение беседы друзей на филос. темы, крайний пессимизм Л., безуспешно пытавшегося смягчить резкость своих суждений. Концовка послания содержит романтич. антитезу одинокого героя и толпы. Стихи 8-9 - прямое, но полемически переосмысленное заимствование из стих. А.С.Хомякова «При прощаньях», опубл. в «МВ» (1828, № 13, с. 3). Стих. Л. предназначалось для публикации в № 1 «ОЗ» за 1848, но было запрещено цензурой.

Автограф - ГБЛ (тетр. А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова, лл. 7 об. - 8). Копия - ИРЛИ, оп. 2, № 39, Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 26. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Нейман Б., Л. и «Моск. вестник», «РС», 1914, № 10, с. 205; Краткий отчет рукописного отдела (Публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) за 1914-1938 гг., [Л., 1940], с. 182; Бродский (5), с. 153-54; Пейсахович (1), с. 451.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: