Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕК"-"БЛУ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕК"-"БЛУ")

БЕК М. А.

БЕК М. А., см. в ст. Столыпины.

БЕЛЕВИЧ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ

БЕЛЕВИЧ Константин Павлович (1825-90), рус. писатель. Учился в Киев. ун-те, затем - офицер Тенгинского пех. полка на Кавказе. Под сильным влиянием Л. писал романтич. стихи и поэмы на кавк. темы: «Чеченец Берсан», «Лезгин Али», «Дагестанка Буба» и др. Прямым воздействием Л. отмечены стих. Б. «На смерть товарища» (ср. «Сон» Л.), «Спор» («Спор» Л.), поэма «Ночные полеты умершего героя» (ср. «Демон» Л.). В стих. «На Валерике», посв. битве 4 мая 1847, упоминается Л. как участник давнего сражения на этой реке (1840) и его стих. «Валерик». В ст. «Кое-что о службе и смерти на Кавказе Марлинского и Лермонтова» Б. попытался обобщить сведения о Л., собранные там, где бывал поэт. В 1868 предпринял безуспешные поиски места дуэли Л. и указал ориентиры первого захоронения его останков. Б. можно считать первым исследователем кавк. страниц жизни Л.

Соч.: Три поэмы из нравов горцев..., СПБ, 1869; Стихи и рассказы, СПБ, 1895; Неск. картин из Кавк. войны и нравов горцев, СПБ, 1910.

Лит.: Семенов (5), с. 161-62.

БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛКИН ВЕНИАМИН ПАВЛОВИЧ

БЕЛКИН Вениамин Павлович (1884-1951), сов. художник. Участник выставок «Мира искусства». В 1919 выполнил рис. к стих. Л. «Валерик» (тушь, белила; ГРМ); в 1920 в серии «Нар. б-ка» с илл. Б. вышла повесть «Княжна Мери»: виньетка на обложке - «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка - «Печорин и Грушницкий встречают Мери и ее мать у источника» и страничная илл. - «Мери подает стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка; местонахождение оригиналов неизв.). К Полн. собр. соч. Л. под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума (М. - Л., 1931) художник выполнил сюиту из 15 страничных илл. (тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; ГРМ, музей ИРЛИ, «Домик Л.»); лучшие из них - к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист». В работах художника не все равноценно: экспрессия в обрисовке образа иной раз граничит с исступлением (напр., рис. «Мцыри, обнимающийся с грозой»), а стремление к жизненности в трактовке персонажей порой переходит в натурализм (илл. к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша»). Тем не менее сюита рисунков Б. сыграла положит. роль на раннем этапе иллюстрирования соч. Л. в сов. время. Позднее художник не раз возвращался к лермонт. темам, работая в разной исполнит. технике: в 1937 - «Измаил-Бей», 1939 - «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата», 1943 - «Княжна Мери», «Штосс» (ГРМ; не воспроизв.).

Лит.: Альм. «Иск-во книги», в. 2, 1956-1957, М., 1961, с. 131-33; «Книга и революция», 1920, № 3-4, с. 62.

БЕЛЫЙ АНДРЕЙ

БЕЛЫЙ Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934), рус. писатель, теоретик символизма, литературовед. Одним из первых лит. впечатлений Б. был «подслушанный «Демон» Лермонтова» («На рубеже двух столетий», с. 182). Этот факт нашел отражение в автобиогр. романе «Котик Летаев» (1916). Особое значение творчество Л. имело для Б. в 1901-1903: «...поэзия Фета и Лермонтова мне звучит преобразовательно», - вспоминал Б. [запись, характеризующая события марта 1901. Андрей Белый. Материал к биографии (интимный). - ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 2, ед. хр. 3, л. 17 об.]. На восприятие творчества Л. повлияли осн. мотивы жизн. и творч. исканий Б. этого времени: эсхатологич. предчувствия, осознание миссии поэта как пророка и «теурга» (в духе религ.-филос. воззрений Вл. С. Соловьева).

В ст. «О теургии» (1903) Б. усматривает в поэзии Л. предвестие поэтич. миросозерцания Соловьева, в частности - его идею «Вечной Женственности»: «Боязнь и сознание, что каждая земная любовь преходяща, вместе с исканием в любимом существе отблеска Вечности, освобождаемого памятью из-под оков случайного и преходящего - все это сочетает у Лермонтова искание вечной любви с исканием любви у Вечности. Отсюда еще один шаг - и любимое существо становится лишь бездонным символом, окном, в которое заглядывает какая-то Вечная, Лучезарная Подруга». Приближаясь к «вершинной, мистически слетающей любви», Л., по мнению Б., обнаруживает задатки «поэта-пророка», к-рым, однако, не дано полностью осуществиться. «Личная неприготовленность к прозреваемым идеям погубила его», - утверждает Б. (там же) не без влияния Соловьева.

В ст. «Священные цвета» (1903) Б. подчеркивал, что Л., «не сумевший разобраться в пригрезившемся ему пути, всегда обрывал свои глубокие прозрения» и «был обречен на полное непонимание сущности угнетавшего его настроения, которое могло казаться (...) позой, благодушным пессимизмом, мировой скорбью, «поэтической» грустью, тогда как на всем этом лежит отпечаток священной пророческой тоски» («Арабески», с. 117, 118). Усматривая в лермонт. теме любви «искание вечной подруги», Б. опирается прежде всего на стих. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Как часто...», внимательно прослеживает переклички с Л. в поэзии Соловьева. Предлагая в ст. «Апокалипсис в русской поэзии» (1905) свою концепцию развития рус. лирики, выводимую из степени приближения поэтов к «тайне Вечной Жены», Б. определяет два поэтич. русла: «Одно берет свое начало от Пушкина. Другое - от Лермонтова». Если Пушкин «всецело (...) извне охватывает народное единство», то «трагический индивидуализм» Л. «борется с универсализмом», «западноевропейские формы» его творчества («демонизм», «эстетика», пессимизм и пр.) «извне выражают мистические переживания Востока», скрывая «истинную природу Вечной Жены» («Луг зеленый», с. 231, 237-38). Продолжатели Л. на пути постижения «Лика Небесного Видения» - А. А. Фет, Соловьев, А. А. Блок. Провиденциальную задачу рус. поэзии Б. видит в том, что «Лермонтовская и Пушкинская струи русской поэзии...должны слиться в несказанное единство».

Мировоззренчески-значимые высказывания Б. о Л. относятся к первым периодам творчества Б.; в дальнейшем его упоминания о Л. становятся фрагментарными и для суждений об эволюции взглядов Б. на Л. (если таковая была) не дают оснований. При этом Л. безусловно по-прежнему занимает одно из главных для Б. мест в рус. поэзии. Б. неоднократно привлекал стихи Л. в качестве материала для своих теоретико-критич. статей и стиховедч. исследований (см. статистич. подсчеты в кн.: «Символизм», фонетич. анализ стих. Л. «Бородино» в статье «Жезл Аарона»).

Соч.: О теургии, «Новый путь», 1903, № 9, с. 107-18, 122; Символизм, М., 1910, с. 261-75, 286-395, 628-30; Луг зеленый, М., 1910, с. 62-64, 78, 186, 231, 236-40, 244-46; Арабески, М., 1911, с. 117-19, 125, 459; Жезл Аарона, в кн.: Скифы, сб. 1, СПБ, 1917, с. 197-99; Котик Летаев, П., 1922, с. 234-35; Глоссолалия. Поэма о звуке, Берлин, 1922, с. 68; Воспоминания о Блоке, «Эпопея», 1922, № 1, с. 143, 150-55, 194; Ветер с Кавказа, М., 1928, с. 91, 97; Ритм как диалектика и «Медный Всадник», М., 1929, с. 141; На рубеже двух столетий, М. - Л., 1930, с. 182, 328, 471, 474; Начало века, М. - Л., 1933, с. 18, 22, 27-29, 110, 289; Мастерство Гоголя, М. - Л., 1934, с. 5; А. Блок и А. Белый. Переписка. М., 1940, с. 7, 58, 89.

БЕНЕДИКТОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич (1807-73), рус. поэт, представитель «неистового романтизма» в поэзии 30-х гг. Выступил в лит-ре неск. ранее Л. (сб-ки 1835 и 1838). Одновременно с Л. печатался в «ОЗ», «Совр.» и др. журналах. Пользовался шумной популярностью в читательских и лит. кругах, в т.ч. близких к Л. (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский). Лит. репутация Б. была подорвана выступлением В. Г. Белинского (1835). Вопрос о воздействии стихов Б. на Л. впервые поставил С. П. Шевырев, находивший сходство, в частности, между стих. «Молитва» («Я, матерь божия...») и «Тучи» Л. и стих. Б. «К полярной звезде» и «Незабвенная» (оба - 1835); категорически возражал Шевыреву Чернышевский («Очерки гоголевского периода русской литературы», 1855-56). В последующей лит-ре проблема связи поэзии Б. и Л. иногда возникала вновь, однако сопоставления носили общий, преим. типологич. характер. Известны случаи обращения Л. и Б. к одним и тем же поэтич. образам и мотивам (иногда восходящим к одному источнику). В «Бэле», в стилизованной речи Казбича, есть реминисценция из стих. Б. «Возвратись» (1836): «Впервые ударом коня оскорбил». В стих. «По синим волнам океана» (1856-58) Б. варьировал строчку из «Воздушного корабля» Л. и дал сочувственную характеристику его поэзии.

Творчество Л. и Б. сближает повышенная экспрессивность, декламац. характер, склонность к афористич. синтаксич. конструкциям и метафоризации поэтич. речи - общие черты романтич. поэзии 30-х гг.; однако у Б., в отличие от Л., эти особенности служат созданию особого стиля «низового» романтизма, вульгаризировавшего филос. и эстетич. основы рус. и европ. романтизма (Л. Я. Гинзбург).

Соч.: Соч., [2 посм. изд.], СПБ - М., 1902, т. 1, с. XXIII, 65; т. 2, с. 41; Стихотворения, [Вступ. ст., ред. и прим. Л. Я. Гинзбург], Л., 1939, с. 310-11, 312, 320.

Лит.: Б.em>урачек

БЕНКЕНДОРФ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

БЕНКЕНДОРФ Александр Павлович (1820 - г. смерти неизв.), знакомый Л., юнкер, сын эстлянд. воен. губернатора, двоюродного брата шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа; принадлежал к тем его родственникам, к-рым тот не оказывал покровительства. Николай I отнес Б. к группе военных, к-рых представляли к наградам и чинопроизводству только за выдающиеся подвиги (сюда же были причислены Л. и декабристы А. И. Вегелин, А. И. Черкасов). Л. познакомился с Б. в Пятигорске летом 1841. В день дуэли поэта Б., М. В. Дмитриевский, Л. С. Пушкин и Е. Г. Быховец приехали к Л. из Пятигорска в Железноводск, а затем вместе участвовали в пикнике в Каррасе (Шотландке).

Лит.: Быховец, в кн.: Воспоминания; Шан-Гирей Э. А., там же; Герштейн (8), с. 388-89.

БЕНКЕНДОРФ АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ

БЕНКЕНДОРФ Александр Христофорович (1781 или 1783-1844), граф, шеф корпуса жандармов и начальник III отделения, ген.-адъютант. В янв. 1836 Л. была возвращена 2-я ред. драмы «Маскарад» с рекомендациями Б. изменить конец, где бы вместо «прославления порока» было показано «торжество добродетели» и «супруги Арбенины помирились». В нач. февраля, познакомившись с 1-й ред. стих. «Смерть поэта», Б. решил, что «самое лучшее на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их скоро померкнет» (В. П. Бурнашев). Узнав последние 16 строк, Б. охарактеризовал их как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное» и приказал П.Ф.Веймарну допросить Л., содержать его при Главном штабе и взять все его бумаги. В окт. 1837, будучи с Николаем I в Новочеркасске, Б. просил его о переводе Л. из Нижегородского драгунского в Гродненский гусарский полк, т.е. о возвращении с Кавказа (запись в дневнике В. А. Жуковского); просьба была удовлетворена. 24 марта 1838, «принимая живейшее участие в просьбе...доброй и почтенной старушки» Е. А. Арсеньевой, Б. обратился к воен. министру А. И. Чернышеву с просьбой о переводе Л. обратно в л.-гв. Гусарский полк (П. Щеголев).

В 1840, после дуэли Л. с Э. Барантом, Б. требовал от поэта письм. признания «ложности» его показаний на суде о преднамеренном выстреле в сторону. В связи с этим Л. принужден был обратиться к вел. кн. Михаилу Павловичу (VI, 453; см. Романовы), только после этого Б. отказался от своих требований. П. А. Висковатый, находя «много общего между интригами, доведшими до гроба Пушкина и до кровавой кончины Лермонтова», считал что «их главная пружина кроется в условиях жизни и деятелях характера графа Бенкендорфа». После смерти Л., когда в «ОЗ» (1843, № 1) было напечатано стих. «Последнее новоселье» во франц. пер. М. Мещерского, Б. писал министру просвещения С. С. Уварову «Издание подобной пьесы неприлично и не соответствует отношениям нашим к иностранным державам» (Лемке М., с. 137).

Портрет Б. - в кн.: Альбом Пушкинской выставки в имп. АН в С.-Петербурге, М., 1899, л. 64.

Лит.: Висковатый, с. 316, 337, 418-19; Лемке М., Николаевские жандармы и лит-ра 1826-1855 гг., СПБ, 1909, с. 110-112; Щеголев, в. 1, с. 257-58, 318, 325-26; Эйхенбаум (7), т. 5, с. 558; Ломунов (1), с. 553; Герштейн (3), 422-24; Андроников (13), с. 65-72, 74-75; Мануйлов (10), с. 74, 75, 83, 86, 91-92, 128, 129, 169; Бурнашев, в кн.: Воспоминания; Бенкендорф А. Х., Докладная записка о стих Л. «Смерть поэта» с резолюцией Николая I, там же.

БЕРАНЖЕ ПЬЕР ЖАН

БЕРАНЖЕ (Béranger) Пьер Жан (1780-1857), франц. поэт-песенник. В годы Реставрации выступал против дворянско-католич. реакции. В России популярен с кон. 1810-х гг.; его творчеством интересовались В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. Г. Тепляков. Песни Б. были хорошо известны в Школе юнкеров в пору пребывания там Л. (см. Воспоминания, с. 117). Возможно, стих. Л. «Веселый час» является откликом на судебный процесс над Б. в 1828 и написано по мотивам его песен.

Лит.: Любович (2), с. 373-77; Иванова Т. (2), с. 88-90; Старицына З. А., Беранже в России. XIX в., М., 1969, с. 9-28.

БЕРГГОЛЬЦ ОЛЬГА ФЕДОРОВНА

БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-75), рус. сов. поэтесса. В становлении своего поэтич. самосознания Б. отводит большую роль Л., связывая с ним «день вершины» своей творч. биографии (так названа глава в автобиогр. кн. «Дневные звезды»). Б. говорит о красоте и человечности стихов Л., исполненных личного смысла для каждого читателя, о приобщении посредством поэзии Л. к тайне иск-ва, к «торжествующей свободе» слияния иск-ва и жизни, о своем восприятии стих. «На севере диком...», «Утес», «Листок», «Сон» («В полдневный жар...»), «Русалка». Б. пишет в своей книге: «То был Лермонтов детства. Потом был Лермонтов недолгого отрочества и внезапной, ранней юности, когда стихи его властно и просто слились с жаждой подвига во имя Революции, питали бурное отрицание бога - Демон! - рождали первые мечты о будущей, обязательно необыкновенной и страшной любви - вновь Демон! - а решение стать настоящим профессиональным революционером-поэтом уверенно опиралось на образ лермонтовского поэта-свободолюбца - кинжала - колокола». Высокая гражданственность поэзии Б., ее романтич. порывы и действенный характер восходят к лермонт. традиции.

Соч.: Дневные звезды, М., 1960, с. 168-78; Верность. Стихи и поэмы, Л., 1970.

Лит.: Заславский И. Я., Л. и современность, К., 1963, с. 83; Масик В., Общей лирики лента. (О лермонт. традициях в сов. поэзии), «Нева», 1964, № 10, с. 139; Голованова (3), с. 164-67.

БЕРНАРДАЦЦИ

БЕРНАРДАЦЦИ, братья, Иоганн Карлович (1782-1842) и Иосиф Карлович (1788-1840), уроженцы г. Лугано (итал. часть Швейцарии), архитекторы, приехавшие в Россию в 1822. Б. создали тот «чистенький, новенький городок» («Княжна Мери»), к-рый Л. застал в 1837 на месте Горячеводского поселения. Посвятив всю жизнь стр-ву на Кавказе (Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь, Тифлис, Георгиевск), Б. создали неск. сооружений, связанных с именем Л. В Пятигорске - Ресторацию, Николаевские (ныне Лермонтовские) ванны, грот Дианы, беседку Эолова арфа, галерею над Елизаветинским (ныне Академическим) источником, дом для неимущих офицеров (в 1837 - гор. комендатура, ныне курортная поликлиника), дом Е. А. Хастатовой (не сохранился), дома Арешевых (в одном из них Л. познакомился с Белинским; не сохранились), садик против Николаевских ванн (ныне Цветник), Казенный сад (теперь Парк культуры им. Горького) и др., а также прямую дорогу от Пятигорска до Железноводска, по к-рой Л. ехал перед дуэлью. В Кисловодске Б. построили Ресторацию (не сохранилась), дом А. Ф. Реброва.

Лит.: Яковкина (1), с. 118-24; Селегей (2), с. 26, 31, 41-42; Недумов, с. 56-57, 75-76, 79, 161-62, 227, 257, 278, 288; Пятигорский гос. историч. архив, дело № 218-1839.

БЁРНС РОБЕРТ

БЁРНС (Burns) Роберт (1759-96), шотл. поэт. Первые сведения о нем появились в рус. печати в сер. 20-х гг. 19 в. Л. перевел на рус. яз. четверостишие «Had we never loved so kindly» из его стих. «Один нежный поцелуй» (1791, в нек-рых изд. под назв. «Прощальная песнь Кларинде»), о к-ром В. Скотт говорил, что оно «заключает в себе сущность целой тысячи любовных историй». Это четверостишие послужило эпиграфом к поэме Байрона «Абидосская невеста».

Лит.: Полтавцев В., Из лит. копилки, «Весы», 1907, № 11, с. 50; Бахтин Н., Л. и Р. Бёрнс, «Минувшие годы», 1908, № 9, с. 149-51; Орлов С. А., Бёрнс в рус. переводах, «Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1939, т. 26, с. 230-34; Федоров (1), с. 156-57; Федоров (2), с. 257-58.

БЕСТУЖЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСТУЖЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

БЕСТУЖЕВ Павел Александрович (1808-46), брат А.А.Бестужева (Марлинского). По недоказанному обвинению в причастности к восстанию 14 дек. 1825 был заключен в Бобруйскую крепость, затем сослан на Кавказ; с 1835 в отставке. Автор критич. очерка «Замечания на статью «Путешествие в Грузию», помещенную где-то в одном из московских журналов» (см. "Сын Отечества", 1838, ч. 1, отд. IV, с. 1-19), ошибочно подписанного "Марлинский", что вызвало возражения Б. и объяснения издателей. В "Замечаниях..." он полемизирует с анонимной шовинистич. статьей "Поездка в Грузию" (см. "Московский телеграф", 1833, ч. 52, № 15, с. 327-67). Б. Эйхенбаум предполагает знакомство Л. с этим очерком, т. к. в повести «Бэла» он вслед за Б. отметил два факта: ошибку француза Гамба, назвавшего Крестовую гору горой св. Кристофа (Mont St.-Christophe), и неверное утверждение, что крест на упомянутой горе поставлен Петром I.

Вопросы, затронутые в полемике Б. с анонимом, живо интересовали и Л. Он, несомненно, разделял уверенность Б. в возможности и необходимости дружбы между горскими и рус. народами. Рассуждения Б. об «отличительных чертах русского ума» родственны мыслям «проезжего офицера» в «Бэле». Б. писал: «Отходчивый и снисходительный он <русский народ> легко приноравливался к быту чужеземному <...> Такого поведения нельзя зацепить укором в гибкости характера и в страсти к подражанию: нет, - эта нехвастливость есть отличительная черта русского ума». Совпадало со взглядами Л. и понимание Б. нар. характера кавк. горца.

Лит.: Эйхенбаум (12), с. 270; Виноградов Б. С., О «Герое нашего времени», в сб.: VI конф. (Ставроп.). с. 21-24.

БЕТАКИ ВИКТОР АФАНАСЬЕВИЧ

БЕТАКИ Виктор Афанасьевич (1805 - г. смерти неизв.), штабс-капитан Тенгинского пех. полка (с 1837), пятигорский полицмейстер в 1841. Жил в Пятигорске в доме И. В. Уманова по соседству с домом Чилаева, где последние два месяца провел Л. Поэт любил слушать игру на фортепьяно жены Б. - Александры Федоровны (1816 - г. смерти неизв.), дочери Ф. Ф. Унтилова. 18 июля Б. подал рапорт о гибели Л. на дуэли исправляющему должность Кавк. обл. начальника (см. Временник, с. 14). Опись двух дуэльных пистолетов, переданных Следств. комиссии, была подписана Б. За портрет Б. ошибочно была принята фотография его брата - Василия Афанасьевича (журн. «Кавк. курорты», 1912, 15 июля, № 7, с. 6).

Лит.: Шан-Гирей Э. А., Ответ г. Филиппову на статью, помещенную в журн. «Рус. мысль», дек. 1890 г., «РО», 1891, № 4, с. 711; Попов А. (2), с. 183; Гармашева Т. В., Документы о М. Ю. Л., в кн.: Бюллетени рукописного отдела Пушкинского дома, V, М. - Л., 1955, с. 111, 114, 118, 119; Материалы архива Гос. музея-заповедника М. Ю. Л. в Пятигорске [архив С. И. Недумова, папка I, тетр. IV, с. 32 (об.), 61; записи бесед с Е. А. Шан-Гирей, папка II, тетр. V, с. 4 (об.)].

БЕТХОВЕН ЛЮДВИГ ВАН

БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (1770-1827), нем. композитор. В обстановке последекабрьских лет в России усилилось внимание к музыке Б. Драматизм его мятежного творчества, пробуждавшего в людях надежду и веру, звавшего к борьбе, отвечал настроениям передового рус. об-ва кон. 20 - нач. 30-х гг. С его творчеством Л. мог познакомиться в Пансионе. И. Геништа, обучавший пансионеров игре на скрипке, в 1828 организовал в Москве два концерта классич. музыки, на одном из них, вероятно, присутствовал юный Л. Программа концерта, состоявшегося в апр. 1828, включала две увертюры, вторую симфонию и три фп. концерта Б., к-рые исполнил сам Геништа. Впечатление от музыки Б. передано Л. в очерке «Панорама Москвы», где колокольный звон сравнивается с «чудной, фантастической увертюрой Беетговена» (VI, 369). Внутр. сходство дарования Л. с мощным духом Б. усматривал Белинский, писавший о первых стихах поэта: «Это еще не симфония, а только пробные аккорды, но аккорды, взятые рукою юного Бетховена...» (V, 453).

Лит.: Хохловкина А., Муз. жизнь Москвы и Бетховен, в сб.: Рус. книга о Бетховене, М., 1927, с. 111-27; Канн Е., Новиков А., Музыка в жизни и творчестве Л., «СМ», 1939, № 9-10.

БЕХТЕЕВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ

БЕХТЕЕВ Владимир Георгиевич (1878-1971), сов. художник, график. В 1936-45 создал св. 20 илл. к «Герою...» (акв. и тушь): «Бэла и Печорин на свадьбе», «Казбич и Карагез», «Казбич ранит Бэлу», «Вулич», «Печорин и Бэла», «Портрет Бэлы», «Максим Максимыч и странствующий офицер в горном ущелье» и др. В 1939-40 Б. иллюстрирует и др. произв. Л.: «Княгиня Лиговская», «Демон», «Мцыри», «Беглец», неоконч. повесть «Штосс», стих. «Как часто...». Кроме того, Б. создал ряд заставок к англ. и франц. изданиям «Героя...» (оба - 1947), цветную акв. «Лермонтов у Краевского» и акв. портрет Л. (1951). Мн. илл. Б. по своей композиц. завершенности и худож. достоинствам могут рассматриваться и как произв. станковой графики. В творчестве Л. художника привлекали прежде всего романтич. мятежность и лиризм. Он стремился передать эмоц. состояние героев, экспрессию переживаний, наиболее острые психол. моменты сюжета.

Оригиналы илл. Б. хранятся в ГЛМ, музеях «Домик Лермонтова» и «Тарханы», в ИРЛИ, в семье художника.

Лит.: Алпатов М., [Вступ. ст.], в кн.: В. Г. Бехтеев. Каталог выставки, М., 1970; Коган Д. З., Владимир Бехтеев, М., 1977, с. 161.

БЕШТАУ

БЕШТАУ (Бешту), гора на Сев. Кавказе в группе Кавк. Мин. Вод. Б. и находившиеся поблизости аулы упоминаются в поэме «Аул Бастунджи» и в романе «Герой нашего времени». В поэме «Измаил-Бей» Б., как и Кавказ в целом, символизирует свободолюбие и непокорность: «Пусть на тебя, Бешту суровый, / Попробуют надеть оковы» (III, 158). «Две главные горы» (Пятигорья), - писал Л. про Машук и Б. в прим. к поэме «Измаил-Бей». Известен рисунок Л. «Бештау около Железноводска».

БИБИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

БИБИКОВ Александр Иванович (ум. 1856), выпускник Школы юнкеров (1837), по окончании - офицер л.-гв. Егерского полка, откомандированный на Кавказ. Родственник Карамзиных, И. П. Мятлева и Л. (по Арсеньевым). Поэт в 1840 жил в Ставрополе на одной квартире с Б., о чем известно из письма Л. к нему от февр. 1841 из Петербурга (VI, 457-58; здесь ошибочно указано Д. С. Бибикову). До 1953 считалось, что адресатом письма был Д. С. Бибиков; переадресовано И. Л. Андрониковым (см.: Л., изд. «Огонек», 1953, т. 4, с. 485). Одно из стих. 1841 Л. вписал в альбом Б. (не сохранился); вольный перевод этого стих. на нем. яз. выполнен Ф. Боденштедтом по памяти («Kleine Betrachtungen». I, см. в кн.: Michail Lermontoff\'s poetischer Nachlaß... von Fr. Bodenstedt, Bd 2, B., 1852, S. 27).

Лит.: Л. Л. Л., [От издателя], в кн.: Сихотворения М. Ю. Л., не вошедшие в последнее издание его соч., Берлин, 1862, с. 6-7; Потто (1), Приложение, с. 71; Герштейн (8), с. 104, 106, 107, 349; Корнилова, с. 384-85.

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОГРАФИЯ ЛЕРМОНТОВА

БИБЛИОГРАФИЯ Лермонтова, см. в ст. Лермонтоведение.

"БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ"

«БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ», ежемес. журнал «словесности, наук, художеств. промышленности, новостей и мод», изд. в Петербурге в 1834-65; основан А. Ф. Смирдиным (до 1848). В 1834-48 (номинально до 1856) редактор - О.И. Сенковский. В журнале печатались А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев (Марлинский), Д. В. Давыдов, Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский и др. В 1835 опубл. поэма Л. «Хаджи-Абрек» (первое его опубл. произв., подписанное полным именем); поэма была передана в ред. Н. Д. Юрьевым без ведома Л.

В 1835-36 от «БдЧ» отходят осн. участники; журнал получает репутацию преим. коммерч. предприятия. Против него выступают Н. В. Гоголь, С. П. Шевырев и др. К оценке творчества Л. «БдЧ» обращается в 1840. Здесь было названо «прекрасным» и перепечатано стих. «Узник» (т. 38). Рецензируя «Героя...» (1840, т. 39, отд. 6, с. 17), журнал назвал Л. «умным наблюдателем», характер Печорина был признан «хорошо выдержанным», особенно сочувственно был принят тип «доброго Максима Максимыча». Умеренно положит. оценку получил сб. Л. «Стихотворения» (1840, т. 43, отд. 6, с. 1-11; рец. подписана Сенковским, др. отзывы о Л. либо принадлежали ему, либо были им санкционированы).

После смерти Л., поместив траурное объявление, журнал, однако, пересмотрел свою положит. оценку, как «преждевременную». Разоблачение «байронич.» поэта и дискредитация его раннего творчества стали средством борьбы «БдЧ» с лит. противниками, прежде всего с В. Г. Белинским. В рец. на поэму В. Р. Зотова «Последний Хеак» (1842, т. 54, ч. 2, отд. 6, с. 31-36) дан резко отрицат. отзыв о «Хаджи-Абреке» Л. Возвращаясь к давнему эпизоду появления поэмы в журнале, рецензент исказил факты, рисуя образ самоуверенного юного автора, якобы требовавшего публикации поэмы вопреки предостережениям мудрого редактора. В рец. на посмертное изд. стихотворений (1843, т. 56, ч. 2, отд. 6, с. 39-46; 1844, т. 67, отд. 6, с. 1-5) сомнит. комплименты перемежались замечаниями о недостатке у Л. «поэтического образования», а драма «Маскарад» отвергалась как подражат. и незрелая.

Особенно показателен пересмотр в 1844 (т. 63, отд. 6, с. 11-12) позиции журнала по отношению к «Герою...». Теперь рецензент «признается», что роман Л. - «не такое произведение, которым русская словесность могла бы похвалиться». В рец. упоминались некие «необузданные панегиристы», к-рые при первом появлении романа «обвинили бы всякого», кто не разделял их т.з. Намек имел в виду Белинского, к-рый ответил иронич. статьей об «отважном критикане»-приобретателе, решившемся «рассуждать хладнокровно» о творениях умершего, т.е. не могущего принести ему выгоды поэта. Неожиданной в этой связи была публикация в «БдЧ» в 1844-45 (т. 64, 68) 12 ранних стих. Л. из альбома Е. А. Сушковой и 11 стих., приписываемых Л., - факт, давший возможность Белинскому еще раз высмеять журнал, к-рый «кончил... нападки тем, что сам, для показания своих бескорыстных расчетов», напечатал уже публиковавшиеся прежде стихи.

С переходом в 1849 «БдЧ» к А. В. Старчевскому оценки творчества Л. становятся традиционно комплиментарными: он назван «единственным нашим энергическим поэтом», упомянут рядом с Пушкиным, Г. Р. Державиным, А. С. Грибоедовым (1852, т. 104, ч. 2, отд. 6, с. 68-72). С 1856, когда во главе «БдЧ» стал А.В. Дружинин, лирика Л. в истолковании журнала предстает гармонизированной и лишенной социальной остроты; стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» примечательно, с т.з. рецензента, «пленительным изображением старого сада в час вечерней зари». В ст. «Критика гоголевского периода и наши к ней отношения» и в рец. на «Стихотворения» А. И. Полежаева (1857, т. 146, отд. 6, с. 17, 24, 26-28) Дружинин утверждал, что к концу пути муза Л. «ожила, возмужала». Среди наиболее глубоких и зрелых стих. поэта названы «Как часто...» и «Пророк». Однако переход Л. от романтич. субъективности к объективной реалистич. поэзии критик объяснял в духе теории «искусства для искусства» (1856, т. 140, отд. 6, с. 34-36; 1860, т. 161, отд. 6, с. 5-6). В последние годы, когда журнал редактировали А. Ф. Писемский (с 1860) и П. Д. Боборыкин (с 1863 до конца), имя Л. упоминалось лишь в перечне крупных поэтов прошлого.

Лит.: Белинский, т. 8, с. 164-66; 339-40; Комарович, с. 669; Мордовченко, с. 766; Семинарий, с. 20, 49; Андроников (13), с. 220.

БИЛИБИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942), сов. художник, театр. декоратор, график. Входил в объединение «Мир искусства». Графич. стиль Б. сформировался под влиянием нар. иск-ва (лубок, вышивка, резьба по дереву), а также иконописи и др.-рус. книжной миниатюры. Известны илл. Б. к нар. сказкам, былинам и соч. А. С. Пушкина. В 1904 Б. обратился к творчеству Л., выполнив две илл. к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (см.: «Выставка картин «Союза рус. художников», М., 1905; местонахождение оригинала неизв.) и «Пир у Ивана Грозного» (акв., тушь, Пензен. обл. картинная галерея). В 1909 Б. создал одну илл. к стих. «Воздушный корабль» (черная акв., музей ИРЛИ). В 1938-39 иллюстрирует «Песню...» по заказу ГИХЛ: «Гусляры», «Пир у Ивана Грозного», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Калашников в лавке» (Домик Л.), «Кулачный бой», «Иван Грозный с евангелием», аллегорич. изображение смерти Кирибеевича - подрубленная сосна на опушке леса. «Государственное издательство, - писал Б., - могло бы поручить мне и «Демона», и «Мцыри», но заказало именно «Купца Калашникова», ибо знало, что мне, Билибину, он ближе по своему духу и строю». Полное и большего формата изд. «Песни...» с илл. Б. и его буквицами, заставками и орнамент. украшениями осуществлено в 1943 (повторено в 1945); в нем титульный лист выполняет и роль илл. (Домик Л.; остальные работы Б. к «Песне...» - акв., тушь - частные собр. в Москве и Ленинграде). Чернобелые илл. (тушь) гармонично сочетаются с орнамент. элементами (цветная акв.); образы героев выразительны и поэтичны, художнику удалось передать заносчивость Кирибеевича, спокойную уверенность купца, смятение его жены. С большим знанием эпохи воссозданы рус. архитектура, костюмы, предметы быта. Все элементы оформления создают единый ансамбль, подчинены общему худож. замыслу.

Лит.: И. Я. Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике, [Л., 1970], с. 27, 62, 123, 167, 299, 313-14; Ковалевская Е. А. [вступ. ст.], в кн.: Лермонтов. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв., М. - Л., 1964, с. 5-16; И. Я. Билибин. Каталог выставки, М., 1952; Сидоров, с. 244-46.

БИЛЬДЕРЛИНГ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БИЛЬДЕРЛИНГ Александр Александрович (1846-1912), инициатор и основатель Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище, генерал от кавалерии, воен. писатель. Участник рус.-тур. и рус.-япон. войн. Будучи нач. Николаевского кавалерийского уч-ща (1878-90), 30 дек. 1880 получил офиц. разрешение воен. министра Д. А. Милютина на создание Лермонт. музея. С тех пор началась неутомимая, самоотверженная, многолетняя работа Б. по организации музея, по собиранию и сохранению первого и осн. массива автографов и изданий соч. Л., его живописного, графич., мемориального наследия, иконографии поэта, его близких и окружения. В этом - огромная заслуга Б.

Б. был способным рисовальщиком и акварелистом. В 1912 он принял участие в конкурсе на памятник Л. для Николаевского кавалерийского уч-ща (эскиз - акв., карандаш; ИРЛИ). По мысли Б., в памятнике должны были отразиться две стороны образа Л.: певец Кавказа и нар. рус. поэт. Л. представлен в форме Нижегородского драгун. полка, сидящим на скале; у подножия изображен гусляр. Проект Б. был отклонен как не отвечающий местным условиям; предпочтение было отдано проекту Б. М. Микешина (см. Памятники Лермонтову).

Б. - автор двух оригинальных портретов Л., выполненных в 1883: «Лермонтов в юнкерской форме» (сепия; ИРЛИ; см. в каталоге: "Лермонт. музей Николаевского кавалер. уч-ща. 1883. Сост. А. Бильдерлинг", с. 62-63) и "Лермонтов в бурке" (литография с рис. Б.; ИРЛИ). Третий портрет поэта работы Б. представляет собой перерисовку с литографии В. Ф. Тимма, 1862, "Лермонтов на смертном одре" (в свою очередь восходящей к оригиналу Р. К. Шведе, 1841; ИРЛИ; см. там же, с. 80-81). Кроме того, Б. выполнил в 1883 по известной фотографии Вакуленко сепию "Вид дома и домовой церкви в Тарханах" (ИРЛИ; см. там же, перед с. 1). Ему принадлежат неск. илл.: к поэмам «Демон» (восходит к М. А. Зичи; тушь, белила) и «Хаджи Абрек» (тушь, белила), к «Песне про...купца Калашникова» (тушь, белила) и «Герою...» (сепия, белила; все - ИРЛИ). Все листы воспроизведены там же, с. 16-17, 30-31, 36-37.

Соч.: Лермонт. музей в Николаевском кавалерийском училище в С.-Петербурге, осн. в 1881 г., «РС», 1881, № 3, с. 709-711; 1883, № 12, с. 731-38; Лермонт. музей в С.-Петербурге, «РС», 1884, кн. 5, с. 425-28.

Лит.: Булгаков Ф. И., Лермонт. музей, «ИВ», 1884, т. 15, янв., с. 225-28; [Некролог], «Новое время», 1912, 14 июля, с. 13; Описание ИРЛИ, с. 69, 72, 174, 230, 265, 282, 290, 307.

БИРЮКОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

БИРЮКОВ Юрий Сергеевич (1908-76), сов. композитор. В романсах на тексты Л. использовал преим. ранние стихи: «Баллада» («Из ворот выезжают три витязя в ряд») (в сб.: «Романсы и песни сов. композиторов на тексты Лермонтова», М. - Л., 1941), «Русская песня» («Клоками белый снег валится», М., 1941), «Ты помнишь ли...» (М., 1941), «Солнце», «Мы снова встретились с тобой», «Из альбома С. Н. Карамзиной» («Любил и я в былые годы»), «Как дух отчаянья и зла», «Звуки и взор», «В альбом» («Как одинокая гробница»), «Казачья колыбельная песня», «Не плачь, не плачь, мое дитя», «Унылый колокола звон». Нек-рые из этих романсов изданы в сб. Б. «Романсы» (М., 1974), другие известны только в концертном исполнении. По отзывам критики, лермонт. цикл Б. отличается свежестью муз. языка, оригинальностью замысла и формы. Б. принадлежат три фрагмента для хора a cappella из «Песни про... купца Калашникова» (не изд.).

Лит.: Гроссман В., Три цикла романсов на стихи Л., «СМ», 1940, № 1.

"БЛАГОДАРНОСТЬ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЛАГОДАРЮ!"

«БЛАГОДАРЮ!», стих. раннего Л. (1830), посв. Е.А. Сушковой. Горькая ирония по поводу неразделенной любви поэта, его попытка принять независимую позу, романсная форма стих. призваны в данном случае как бы облегчить трагичность ситуации. Четырежды повторенный и создающий «рамку» рефрен «благодарю» в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», к-рые еще живы в душе поэта, он предпочитает безнадежную очевидность истины. В стих. точно обозначены черты внутр. облика героини: ее «притворное вниманье», «острота речей», равнодушие (см. Сушковский цикл).

Автограф неизв. Впервые - «БдЧ», 1844, т. 64, № 5, отд. I, с. 6, с небольшими искажениями в стихе 17 и с датой «1830». Сушкова в «Записках» датировала стих. 12 авг. 1830, хотя из ее рассказа следует, что оно было написано днем позже - 13 авг.

Лит.: Сушкова, с. 113-14; Максимов (2), с. 43; Удодов (2), с. 169.

"БЛИСТАЯ, ПРОБЕГАЮТ ОБЛАКА"

«БЛИСТАЯ, ПРОБЕГАЮТ ОБЛАКА», стих. раннего Л. (1831). Несмотря на то, что герой наделен отвлеченными традиционно романтич. чертами, а повествование ведется от третьего лица, стих. носит автобиогр. характер и связано с пребыванием поэта в Середникове. Об этом свидетельствует прежде всего надпись на автографе (см. ниже); в вариантах можно видеть элементы автопортрета (первоначально был «смуглый лик»). Среднерусский осенний пейзаж, возможно, также написан с натуры. Выраженные здесь чувства тоски и одиночества вызваны, видимо, разрывом с Н.Ф.Ивановой. Но сознание «отмеченности», возвышающее героя над «спешащими к ничтожеству» людьми, должно удерживать, по мнению поэта, от жалоб на судьбу. В последней строке слышится отзвук богоборч. настроений.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. На месте заглавия надпись: («7-го августа. В деревне на холме; у забора»). Впервые - «ОЗ», 1858, т. 127, № 11, отд. I, с. 261-62, под загл. «7-го августа. В деревне». Датируется по приписке и положению в тетради.

Лит.: Кирпотин (3), с. 224; Дурылин (5), с. 168-69; Пейсахович (1), с. 482.

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛУДОВА АНТОНИНА ДМИТРИЕВНА

БЛУДОВА Антонина Дмитриевна (1812-91), графиня, знакомая Л., мемуаристка. Внучатая племянница Г. Р. Державина, дочь Д. Н. Блудова, гос. деятеля, члена «Арзамаса». Писала рассказы для детей. В доме отца была хозяйкой лит. салона, к-рый посещали Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Л., А. И. Тургенев.

Л. встречался с Б. (с 1838) также у Карамзиных, М. А. Щербатовой, в доме Е. И. Шевича, женатого на ее сестре. «Вот Лермонтов, - писала Б., - с странным смешением самолюбия не совсем ловкого светского человека и скромности даровитого поэта, неумолимо строгий в оценке своих стихов, взыскательный до крайности к собственному таланту и гордый весьма посредственными успехами в гостиных. Они скоро бы надоели ему, если бы не сгубили безвременно тогда именно, когда возрастал и зрел его высокий поэтический дар» (Воспоминания гр. А. Д. Блудовой, «РА», 1889, кн. 1, с. 64). В альбоме Б. (ИРЛИ) находятся 5 рис. Л. и списки двух стих.: «Молитва» («В минуту жизни трудную») и «Тучи». В пересказе Б. известен отзыв о Л. ее отца Д. Н. Блудова, к-рый говорил, что очень ценит Л. и «...почитает единственным из наших молодых писателей, чей талант постепенно созревает, подобно богатой жатве, взращиваемой на плодоносной почве...».

Лит.: Пахомов (3), с. 149, 151-52; Майский (3), с. 161-62; Герштейн (8), с. 309-10; Мануйлов (10), с. 104-05, 148; Мануйлов (13), с. 331.

БЛУМЕНФЕЛЬД ФЕЛИКС МИХАЙЛОВИЧ

БЛУМЕНФЕЛЬД Феликс Михайлович (1863-1931), сов. пианист, композитор и педагог. Автор романсов на стихи Л. В СПБ изд.: «Из Гёте» («Горные вершины») (1883), «Любовь мертвеца» (1883); в Лейпциге: «Слышу ли голос твой» (1889), «Склонись ко мне, красавец молодой» (1889), «У врат обители святой» («Нищий») (1889), «Утес» (1889), «Расстались мы, но твой портрет» (1894), «Когда волнуется желтеющая нива» (1894), «Тучи» (1894), «Они любили друг друга» (1910).

Лит.: Стасов В. В., Письма к родным, т. 2, М., 1958, с. 470; Растопчина Н., Ф. М. Блуменфельд, Л., 1975, с. 11.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: