Лермонтовская энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 3, "СПА"-"СЮЖ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СПА"-"СЮЖ")

СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ

СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ, почтовая станция на быв. тракте Москва - Петербург, ныне в Чудовском р-не Новгородской обл., на шоссе Москва - Ленинград, близ ж.-д. станции того же наименования. По описанию М. И. Цейдлера, «станционный дом помещался в длинном каменном одноэтажном строении, похожем на огромный сундук...оно более походило на казарму...». Внутри станции находились комнаты для проезжающих и гостиная со столами на неск. десятков человек. От станции до Штаба 1-го округа пехотных солдат (Селищенские казармы, см. Новгород), расположенного на противоположной стороне р. Волхов, где дислоцировался л.-гв. Гродненский гусарский полк, было ок. 9 верст. Содержал почтовую станцию любекский немец Карл Иванович Грау. Л. неоднократно проезжал через С. П. 3 марта 1838 здесь гусары устроили проводы Цейдлеру, уезжавшему на Кавказ. Л. прочитал свой экспромт «<К М. И. Цейдлеру>» - «Русский немец белокурый / Едет в дальнюю страну...».

Лит.: Цейдлер, в кн.: Воспоминания.

СПЕНДИАРОВ (СПЕНДИАРЯН) АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ

СПЕНДИАРОВ (Спендиарян) Александр Афанасьевич (1871-1928), сов. композитор и дирижер. В 1895 написал романс на стихи Л.: «Они любили друг друга» (вошел в его сб.: Четыре романса для голоса с сопровождением фп., СПБ, 1899), в 1901 - романс «Ветка Палестины» для вокального квартета с сопровождением оркестра (СПБ, 1903). Самое значит. произв. композитора, навеянное поэтич. образами Л., - симфонич. картина «Три пальмы» (завершена 18 мая 1905; изд. Лейпциг, 1907), первое исполнение к-рой состоялось под управлением автора осенью 1905 в зале Благородного собрания в Петербурге. Б. В. Асафьев вспоминал о встрече с композитором на репетиции концерта: «Уже до начала корректурной пробы «Трех пальм» я услышал от него заинтересовавшие меня подробности и о нем и о причинах, вызвавших в нем, композиторе, увлечение Лермонтовым - «странником Востока», поэтикой лермонтовского пейзажа и «философичностью» его трактовки восточных тем...». Симфонич. картина «Три пальмы», удостоенная пр. им. М. И. Глинки (1908), по словам ее автора, обошла «почти все столицы Западной Европы». 3 янв. 1913 в Берлине состоялось первое представление балета «Семь дочерей короля джиннов» на основе музыки «Трех пальм» (балетмейстер и сценарист М. М. Фокин) (см. Балет в ст. Музыка).

Для этого балета композитор написал дополнительно муз. пролог. Художник Б. И. Анисфельд выполнил оформление. «Вдохновенная музыка А. А. Спендиарова, феерическая постановка балета, прекрасное исполнение центральной роли известной русской балериной Анной Павловой привели немцев в восторг», - отмечал рецензент газ. «Вестник Юга» (Ялта) 30 янв. 1913.

В 1964 на музыку симфонич. картины в Ереванском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова балетмейстером Е. Я. Чанга поставлен балет «Три пальмы» (либретто Е. Я. Чанга, дир. Я. М. Восканян, худ. М. К. Аветисян).

Лит.: Б. Т., А. А. Спендиаров, «Рус. муз. газета», 1911, № 11-12, стб. 298-99; Штейнберг М. О., Воспоминания об А. Спендиарове, «Хорурдаин арвест», [Ер.], 1938, № 2, с. 37 (на арм. яз.); Глазунов А. К., Воспоминания об А. А. Спендиарове, «СМ», 1939, № 9-10; Василенко С., Страницы воспоминаний, М. - Л., 1948, с. 123-28; Асафьев Б. В., Встреча со Спендиаровым, в его кн.: Очерки об Армении, М., 1958, с. 14-15; Фокин М., Против течения, Л. - М., 1962, с. 510-11, 615; Спендиаров о музыке, Ер., 1971, с. 15, 17, 20, 44-45, 73-75, 77, 80, 84, 93, 101, 105; Тигранов Г., А. А. Спендиаров, 2 изд., М., 1971, с. 45, 69-70, 77, 83, 100, 138-47, 271, 273-75, 277, 280, 283; Энгель Ю. Д., Глазами современника. Избр. статьи о рус. музыке. 1898-1918, М., 1971, с. 227; «Berliner Börsen - Courier», 1913, l Januares; «Nordische Allgemeine Zeitung», 1913, 8 Januares.

СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839), рус. гос. деятель, юрист и дипломат, с 1808 ближайшее доверенное лицо Александра I. Автор проекта конституц. ограничения монархии. В 1812 впал в немилость, отстранен от дел и сослан; с 1816 пенз. губернатор, с 1819 ген.-губернатор Сибири. С. был другом Арк. А. Столыпина (см. Столыпины), регулярно писал ему из Пензы письма, в к-рых откликался на распрю Е. А. Арсеньевой с Ю. П. Лермонтовым из-за внука; как друг семьи Столыпиных, принял сторону Арсеньевой и 13 июня 1817 вместе с пенз. предводителем дворянства засвидетельствовал завещание Арсеньевой, разлучавшее отца с сыном до совершеннолетия Лермонтова 7 марта 1821, сделав крюк, навестил Арсеньеву в Тарханах, когда возвращался из Сибири в Петербург.

Позднее сведения о личности С. и его обществ. деятельности Л. мог черпать в своем ближайшем окружении: так, М.И. Цейдлер был сыном иркутского гражд. губернатора И. Б. Цейдлера, ставленника и сотрудника С.; А.П. Шувалов - воспитанник С.; Алексей Арк. Столыпин (Монго) и Н.А. Жерве (оба, как и Шувалов, участники «Кружка шестнадцати») - сыновья друзей С. Наконец, рассказы о С., несомненно, сохранялись в семействе Карамзиных: Н. М. Карамзина и С. связывали многолетние и сложные отношения, включавшие и политич. разногласия, и периоды сближения и расхождения. Одновременно с Л. семью Карамзиных посещала дочь С. - Е. М. Фролова-Багреева.

Портрет С. (масло) работы В. А. Тропинина хранится в Куйбышевском гор. худож. музее (см. в изд.: Рус. портреты, т. 3, в. 1, СПБ, 1907, № 9).

Лит.: Письма М. М. Сперанского к А. А. Столыпину, «РА», 1870, № 6, стлб. 1125-56; Мануйлов (1), с. 115-16, 123; Герштейн (2), с. 83-84, 89; Герштейн (8), с. 296, 302; Недумов С., О раннем детстве М. Ю. Л., «Земля родная», Пенза, 1954, № 11, с. 234-36; Андроников (13), с. 58-61; Вырыпаев (2), 1976, с. 20-49.

"СПЕША НА СЕВЕР ИЗ ДАЛЁКА"

«СПЕША НА СЕВЕР ИЗ ДАЛЁКА», стих. Л. (1837). Будучи построено на обращении к Казбеку, встречавшемся в раннем творчестве Л. (ср.: «Измаил-Бей», стихи 13-16; «Аул Бастунджи», посвящение), стих. намечает ряд мотивов и образов, получивших развитие в зрелом творчестве: противопоставление вечного покоя природы мятежному миру человеческих страстей (в т.ч. в поэме «Демон», где в заключит. строках наблюдается и текстуальное совпадение со 2-й строфой стих.); образ странника, гонимого судьбой; прием одушевления природы. Стих. проникнуто настроениями, владевшими Л. в дни его возвращения из первой ссылки; торжественная интонация обращенных к Казбеку строф (первая половина стих.) контрастирует с тревогой, царящей в душе лирич. героя.

Длительное время предметом полемики был вопрос о принадлежности Л. двух последних строк, якобы вписанных в автограф Л. позднее и не его рукой (М. Лонгинов, П. Висковатый, П. Ефремов, Д. Абрамович). Разные аспекты изучения стих. намечены в общих работах, посвященных лирике Л.: Б. Эйхенбаум и Л. Семенов рассматривают его как свидетельство существования в жизни Л. тесных дружеских связей, основанных на глубокой идейной близости; «декабристскую тональность» в трактовке дружбы отмечает в нем Д. Максимов; внутр. связь стих. с «Мцыри» устанавливает Г. Абрамович; нек-рые исследователи указывают на воздействие вост. поэзии и кавк. фольклора. Стихи 35-36 - реминисценция из стих. А. И. Одоевского «Куда несетесь вы, крылатые станицы?» (1837-1838).

Стих. иллюстрировали Н. Н. Дубовский, А. А. Киселев, А. В. Кокорин. Положила на музыку Ю. Балкашина.

Автограф - ГИМ, ф. 445, № 227-а (тетр. Чертковской б-ки), л. 44. Впервые - сб. «Вчера и сегодня», кн. 1, СПБ, 1845, с. 93-94, под назв. «Казбеку», с цензурными пропусками и неточностями. Датируется кон. 1837 по свидетельству А. П. Шан-Гирея [Мануйлов (10), с. 89].

Лит.: Белинский, т. 7, 30-31; <Комментарий> в кн.: Соч. под ред. Ефремова, т. 1, с. 614-15; <Комментарий> в кн.: Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 371; <Комментарии> в кн.: Соч. под ред. Д. И. Абрамовича, т. 2, с. 471; Гинцбург, с. 154-55; Здобнов, с. 264; Семенов (5), с. 76, 169; Эйхенбаум (12), с. 77-78; Андроников (13), с. 267; Максимов (2), с. 100-01; Абрамович Г. (2), с. 61-62; Соколов (8), с. 195; Найдич Э. Э., Л и декабристы, в кн.: Проблемы метода и жанра, в. 3, Томск, 1976, с. 117-23.

"СПОР"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТААЛЬ ФОН ГОЛЬШТЕЙН СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА

СТААЛЬ ФОН ГОЛЬШТЕЙН Софья Николаевна (урожд. Шатилова) (1814-93), баронесса, жена барона А. К. Стааль фон Гольштейна, полковника л.-гв. Гродненского гусар. полка, к-рая, по свидетельству А. И. Арнольди, «сводила с ума весь полк». Ей принадлежал рисованный Л. портрет А. Н. Муравьева (авторство Л. оспаривается К. Григорьяном). С. ф. Г. каламбурно упоминается в экспромте Л. «<К М. И. Цейдлеру>» в строках: «Но иной, не бранной сталью / Мысли юноши полны».

Лит.: Елец, с. 206, 207; Пахомов (3), с. 85; [Арнольди], с. 453, 459, 464; Перчаткин С., Рус. писатели в Новгородском крае, в кн.: Новгород. Лит.-худож. сб., № 5, Новгород, 1957, с. 125-26; Цейдлер, в кн.: Воспоминания; Григорьян (4), с. 273-74.

СТАВРОПОЛЬ

СТАВРОПОЛЬ, адм. центр Кавк. обл. (с 1822; с 1847- Ставропольской губ., ныне центр Ставропольского края). Строился в 80-х гг. 18 в. около крепости, заложенной в 1777 на Азово-Моздокской укрепл. линии. В 30-х гг. 19 в. в С. насчитывалось 6 тыс. жителей и 2500 солдат. Немногие каменные дома находились в центре города; среди них выделялись театр, гостиный двор и гостиница Найтаки. Гл. площадь представляла собой обширное поле, с двух сторон ограниченное кладбищем и оврагом. Гл. улица спускалась под гору к Тифлисским воротам, к-рые служили местом сбора для всех отправлявшихся в Тифлис с оказией, состоявшей из роты солдат и сотни казаков.

Через С. проходила дорога из Москвы на Кавказ, по к-рой Л. проезжал еще во время детских поездок. Переведенный в Нижегородский драгун. полк в кон. апр. - нач. мая 1837, Л. прибыл в С., где находился штаб войск Кавк. линии и Черноморья. Командующим войсками и нач. области был А.А. Вельяминов, нач. штаба - П. И. Петров (см. Петровы). После 10 мая Л. по болезни был определен в Пятигорский госпиталь для лечения водами и между 21 и 31 мая уехал из Ставрополя.

В сент. 1837 Л. снова проезжал через С. по дороге из Минеральных Вод в Тамань, а в октябре задержался в С. по пути в Тифлис. Здесь в доме Петрова он встречался с Н. М. Сатиным и Н. В. Майером, через Сатина познакомился с декабристами С. И. Кривцовым и В. М. Голицыным, а м. б., и с А. И. Одоевским.

В дек. 1837 по дороге из Тифлиса в Петербург Л. опять проезжал через С. Позднее, направляясь во вторую ссылку, Л. пробыл в С. с 10 по 18 июня 1840. Здесь он представился П. Х. Граббе и получил назначение на левый фланг, куда отправился вместе с К. Ламбертом. 9 ноября Л., возможно, приезжал в С., т. к. на лермонт. рис. в альбоме П. А. Урусова неизвестной рукой поставлена эта дата. В янв. 1841 Л. получил отпуск в Петербург и, вероятно, 14 янв. выехал из С. Именно к кон. 1840 - нач. 1841, возможно, относятся встречи Лермонтова с А. Д. Есаковым в доме И. А. Вревского, в присутствии Ламберта, С. В. Трубецкого, Н. И. Вольфа, Л. В. Россильона, Д. С. Бибикова, Л. С. Пушкина, иногда М. А. Назимова.

Лит.: Висковатый, с. 264-66; Ракович, с. 239-40; Гиреев (1); Попов А. В. (2), с. 8-9, 27-51, 162-64; Гиреев Д. А., Недумов С. И.; Сатин, в кн.: Воспоминания; Есаков, там же; Костенецкий, там же; Мануйлов (10), Гниловской В. Г., Ставроп. рисунки Л., в кн.: Рус. лит-ра и Кавказ, Ставрополь, 1974; Польская Е., Где же была гостиница Найтаки?, «Ставроп. правда», 1974, 20 дек.; е е же, Этот лермонтовский Ставрополь, там же, 1977, 30 янв.; Назарова Л., «Отчизны верные сыны», «Звезда», 1975, № 12.

СТАНКЕВИЧ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

СТАНКЕВИЧ Александр Владимирович (1821-1912), беллетрист, биограф Т. Н. Грановского, брат Н. В. Станкевича. В 1840-41 студент Харьковского ун-та. Посылая сестрам «Стихотворения М. Лермонтова» (1840), восторженно отзывался о ряде стих. и поэме «Мцыри». В письме от 21 сент. 1841 С. сообщал подробности дуэли Л., к-рые узнал в Харькове от некоего военного с Кавказа. В повестях С. «Ипохондрик» («Совр.», 1848, № 3) и отчасти «Идеалист» («Комета. Учено-лит. альманах», М., 1851) отразилось воздействие романа Л.: черты разочарованности и скептицизма, присущие герою «Ипохондрика»; обращение к «исповедальной» форме. Герой «Идеалиста» Левин читает влюбленной в него девушке роман Л., отмечая, что Печорин - лицо страдающее.

Лит.: Калантырская И., Современники о Л. [письма], «Огонек», 1964, № 42, с. 17; Кийко Е. И., Сюжеты и герои повестей натуральной школы, в кн.: Рус. повесть XIX в. История и проблематика жанра, Л., 1973, с. 335.

"СТАНСЫ" («ВЗГЛЯНИ, КАК МОЙ СПОКОЕН ВЗОР»)

«СТАНСЫ» («Взгляни, как мой спокоен взор»), одно из ранних стих. Л. (1830), обращено к Е.А. Сушковой и продиктовано чувством ревности и разочарования. Включая это стих. в свои воспоминания о Л. (1875), Сушкова писала: «Когда Лермонтову Сашенька сообщила о моих триумфах в собрании, о шутках великого князя насчет Пестеля, я принуждена была рассказать им для пояснения о прежнем моем знакомстве с Пестелем и его ухаживаниях. Мишель то бледнел, то багровел от ревности, и вот как он выразился...» (далее следует текст стих.); Сашенька - А. М. Верещагина. А. И. Пестель - поручик Кавалергард. полка, младший брат декабриста. (См. также Сушковский цикл.)

В стих. есть следы чтения «Стансов к***, написанных при отплытии из Англии» Дж. Байрона.

Стансы («Взгляни, как мой спокоен взор»)

Автограф стихотворения. 1830. На полях рис. М. Ю. Лермонтова - портрет Е. А. Сушковой (?).

Автограф - ИРЛИ, тетр. VIII. Рядом с текстом - профиль девушки, по всей вероятности Сушковой. Под заглавием пометы рукой Л.: «(1830 года)» и «(26 августа)». Впервые - «БдЧ», 1844, т. 64, № 5, отд. 1, с. 7-8, под заглавием «Станс», с разночтениями, в числе др. стихов Л. в подборке «Из альбома Е. А. Сушковой». Датируется на основании пометы в автографе.

Лит.: Пейсахович (2), с. 433, 470; Сушкова, в кн.: Воспоминания; Глассе, с. 98.

"СТАНСЫ" («ЛЮБЛЮ, КОГДА, БОРЯСЬ С ДУШОЮ»)

«СТАНСЫ» («Люблю, когда, борясь с душою»), раннее стих. Л. (1830). Тема стих. - предпочтение слезы молитвы «земным» чувствам. Каждая из трех строф содержит развернутое сравнение - прием, часто встречающийся у Л.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 77. Датируется по нахождению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 432.

"СТАНСЫ" («МГНОВЕННО ПРОБЕЖАВ УМОМ»)

«СТАНСЫ» («Мгновенно пробежав умом»), стих. раннего Л. с характерным для этого периода творчества мотивом разочарования в жизни, обманутости в любви: поэт как бы подводит итог драматич. истории своих отношений с возлюбленной. Биографич. основа стих. выступает здесь в поэтически-обобщенном виде, позволяя лишь предположительно относить любовную тему к Н. Ф. Ивановой (И. Андроников) или Е. А. Сушковой (Б. Эйхенбаум). Известны 3 редакции стих.; в ранней, более пространной (28 стихов вместо 16), - «Я не крушуся о былом» - тема разочарования дополнялась мотивами одиночества, тоски, отчуждения от людей; любовный мотив не занимал здесь центр. места. Перерабатывая стих., Л. добился большей поэтич. цельности, сделал худож. мысль более конкретной.

Автограф - ИРЛИ, тетр. VI (ранняя ред.). Копия - ЦГАЛИ, ф. 1336, оп. 1, № 21 (альбом М. Д. Жедринской, 2-я ред.); ЛБ, ф. 456, карт. 1, ед. хр. 3 (архив А. М. Верещагиной, последняя ред.). Впервые: ранняя ред. - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 97; 2-я ред. - «ЛГ», 1939, 15 окт.; 3-я ред. - «Записки отдела рукописей ГБЛ», в. 26, М., 1963, с. 57. Датируется: ранняя ред. - 1830; в альбоме Жедринской дата - 1831; копия из архива Верещагиной помечена февр. 1834.

Лит.: Эйхенбаум (6), с. 41; Андроников (13), с. 138-39.

"СТАНСЫ" («МНЕ ЛЮБИТЬ ДО МОГИЛЫ ТВОРЦОМ СУЖДЕНО»)

«СТАНСЫ» («Мне любить до могилы творцом суждено»), стих. раннего Л. (1830 или 1831). Один из первых опытов разработки темы демонич. личности, обреченной на одиночество и страдание («Все, что любит меня, то погибнуть должно, / Иль, как я же, страдать до конца»). Противопоставление стойкости непоколебимого «утеса» красивой и хрупкой незабудке в этом раннем стих. из-за неокрепшего еще мастерства поэта привело к прямолинейно аллегорич. уподоблению лирич. героя - утесу; позже, в стих. «Утес», использование того же образа для решения иной поэтич. задачи будет реализовано на значительно более высоком худож. уровне.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 2, отд. 1, с. 127. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Розанов И. (2), с. 450; Евзерихина В. А., М. Ю. Л. на пути к созданию образа Печорина, в кн.: Тр. IV науч. конференции Новосибир. гос. пед. ин-та, т. 1, Новосиб., 1957, с. 221; Пейсахович (1), с. 460.

"СТАНСЫ" («НЕ МОГУ НА РОДИНЕ ТОМИТЬСЯ...»)

«СТАНСЫ» («Не могу на родине томиться...»), стих. раннего Л. (1830-31). Обращено к Н.Ф. Ивановой. В стих. нашли выражение чувства одиночества и неразделенной любви, к-рую юный поэт не может забыть и от к-рой не может спастись. Мотивы любви совмещены здесь с гражд. и патриотич. мотивами, что нашло выражение в самом строе стиха. «Бегство» из родной страны и из жизни трагически потерянного в чуждом мире героя («Не оплакан светом буду я, / Никому не будет в тягость боле / Буря чувств моих и жизнь моя») мотивировано двумя рядами образов, воплощающих, с одной стороны, силу личного чувства, а с другой - готовность к свершению гражд. подвига («Пусть паду, как ратник, в бранном поле...»; «Кто умрет за честь страны родной...»).

Страдания романтика «с гордою душой», к-рому предназначено высокое поприще («Юных лет святые обещанья...»), усугубляются размышлением о «давно желанном сне», не сулящем, однако, избавления от «тяжких язв». За пределами земной жизни он «осужден» на безответную любовь и тягостное непонимание. Это придает скорби лирического героя абсолютный характер, предвещая мотивы таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Они любили друг друга так долго и нежно» и др. Жажда подвига сочетается со страстным желанием простого человеческого участия.

В лексике стих. (несмотря на его в целом книжный характер) ощущаются фольклорные элементы и изредка встречаются «прозаизмы», к-рые в сочетании с индивидуальным словоупотреблением («влажный взгляд») придают «Стансам» особую задушевную интимность.

Автограф неизв. Копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 16-17. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Болдаков И., Неизд. стихотворения М. Ю. Л. Из 20-й тетр. Лермонт. музея, «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 1-7; Андроников (13), с. 140.

"СТАНСЫ К Д ***" («Я НЕ МОГУ НИ ПРОИЗНЕСТЬ»)

«СТАНСЫ К Д ***» («Я не могу ни произнесть»), стих. раннего Л. (1831). По мн. признакам имеет дневниковый характер; в нем выражено скорее чувство восхищения и преклонения, чем любовная страсть, что резко отличает «Стансы» от мн. стихов ивановского цикла, создававшихся в те же годы. Эмоц. сдержанности «Стансов» соответствует их классически стройная ритмико-интонац. и строфич. структура: каждая строфа содержит логически завершенную мысль; перекрестная рифмовка первых четырех строк в каждой строфе неожиданно сменяется виньеточным двустишием заключит. (5-й и 6-й) строк; отдельность строф подчеркнута также нумерацией. Ср. интонации и строфику стих. «К...» («Простите мне, что я решился к вам») или «К*» («Я не унижусь пред тобою») и др. стихов ивановского цикла, выражающих крайнюю смятенность чувств автора.

Адресат стих. не вполне ясен. Высказывались предположения, что стих. обращено к Додо, т.е. Е. П. Сушковой (в замужестве Ростопчиной). Такое прочтение подсказано не только инициалом в заглавии, но и поэтическим образом 9-й строфы («Так за ничтожный талисман...»), представляющим явный намек на стих. Сушковой «Талисман», опубл. П. А. Вяземским в альм. «Северные цветы» на 1831, а также сходством некоторых мотивов в стансах и в мадригале, адресованном Додо в том же году (<Новогодние мадригалы и эпиграммы>).

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Копия - там же, тетр. XX. Впервые - «ОЗ», 1859, № 11, отд. 1, с. 268-70. Датируется по нахождению в тетр. XI.

Лит.: Комарович, с. 642; Андреев-Кривич (5), с. 95, 97.

СТАСОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

СТАСОВ Владимир Васильевич (1824-1906), рус. худож. и муз. критик. В своих воспоминаниях «Училище правоведения 40 лет тому назад в 1836-42» (1880-81) С. писал об огромном воздействии на молодежь стих. Л. «Смерть поэта», вспоминал, что номера «ОЗ» с новыми стихами Л. с жадностью читались воспитанниками: «...мы брали книжку чуть не с боя, перекупали один у другого право ее читать раньше всех; потом, все первые дни, у нас только и было разговоров, рассуждений, споров, толков, что о Белинском да о Лермонтове. Большинство чудных мелких пьес этого последнего мы сейчас же знали наизусть». Восторж. отношение к творчеству Л. сохранилось у С. на многие годы. Так, в статье о В. В. Верещагине (1883) С. сопоставлял картину «Забытый» с «поэтической картиной в чудном «Валерике» Лермонтова». В 1888 С. отмечал «страстную симпатию» Л. к проявлениям нар. иск-ва, полагая, что дальнейшая эволюция поэта пошла бы по пути расширения и укрепления этой симпатии.

Соч. Избр. соч., т. 2, М., 1952, с. 244, 384, 549; Двадцать писем Тургенева и мое знакомство с ним, «СВ», 1888, [№ 10], отд. 1, с. 187-88.

Лит.: Каренин В. [Комарова В. Д.], Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927 (по указат.).

СТЕРН ЛОРЕНС

СТЕРН (Sterne) Лоренс (1713-68), англ. писатель-сентименталист. Переводы его произв. издавались в России с кон. 18 в. Особым успехом пользовались письма С. к Э. Дрейпер (1744-78), изданные под заглавием «Письма Иорика к Элизе» («Letters from Yorick to Eliza», 1773). Объединенные с поддельными «Письмами Элизы к Иорику» («Letters from Eliza to Yorick», 1775), они четыре раза переводились на рус. яз. между 1789 и 1821. В 1830 Л., изучая англ. яз., перевел на франц. яз. начало восьмого письма Иорика к Элизе.

Лит.: Висковатый, с. 45; Нейман (2), с. 40; Маслов В. И., Интерес к Стерну в рус. лит-ре конца 18 и нач 19 вв., в кн.: Историко-лит. сб., Посвящается В. И. Срезневскому, Л., 1924, с. 359-71; Описание ИРЛИ, с. 13.

СТИЛИЗАЦИЯ И СКАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛИСТИКА Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛЬ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИФЕН, СТИВЕН АЛЕКСАНДР КОНДИ

СТИФЕН, Стивен (Stephen) Александр Конди (1850-1908), англ. дипломат. В 1877-78 атташе англ. посольства в Петербурге. Первый перевел стихами «Демона» (L., 1875; 3-е изд. - 1886), посвятив перевод И. С. Тургеневу. В предисл. использовал письма Л., статьи В. Г. Белинского, мемуары современников, допустив при этом нек-рые ошибки: в частности, утверждал, что «Демон» был закончен в 1834 и опубл. при жизни поэта. Перевод С. был сочувственно встречен англ. и рус. критикой; Тургенев в своем положит. отзыве отметил нек-рое злоупотребление риторич. фразеологией («СПБ ведомости», 1875, 8 авг.).

Лит.: Тургенев И. С., Полн. собр. соч. и писем, Соч., т. 14, М. - Л., 1967, с. 261; А. Н. [Пыпин], Англ. перевод лермонт. «Демона», «ВЕ», 1875, кн. 10, с. 884-87; «The Athenaeum», 1875, 15 May, p. 651-52; Russian romance, «The Saturday review», 1875, 7 Aug., p. 178.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛЫПИНА А. А.

СТОЛЫПИНА А. А., см. в ст. Евреиновы.

СТОЛЫПИНА А. Г.

СТОЛЫПИНА А. Г., см. в ст. Философовы.

СТОЛЫПИН АЛЕКСЕЙ АРКАДЬЕВИЧ

СТОЛЫПИН Алексей Аркадьевич (в дружеском кругу получил прозвище Монго) (1816-1858), родственник (двоюродный дядя) и друг Л., сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных, внук Н.С. Мордвинова. Происхождение прозвища «Монго» П. А. Висковатый (ссылаясь на Дмитрия Аркадьевича Столыпина) объясняет так: увидев лежавшее у С. на столе франц. соч. «Путешествие Монгопарка», Л. воспользовался первыми двумя слогами этого имени. М. Н. Лонгинов утверждал, что прозвище «Монго» С. получил от клички своей собаки. Л. изобразил С. в поэме «Монго». В 1835 С. был выпущен из Школы юнкеров в л.-гв. Гусарский полк. Будучи однополчанином С., поэт вместе с ним и Алексеем Григорьевичем Столыпиным в 1835-36 и 1838-39 жил в Царском Селе. С. - чл. «Кружка шестнадцати». В 1837 ездил «охотником» на Кавказ, в ноябре 1839 вышел в отставку. После суда над С. за участие в дуэли Л. с Э. Барантом в качестве секунданта Николай I предложил ему возвратиться на воен. службу. В 1840 С. - капитан Нижегородского драгунского полка. Л. вместе с ним участвовал в экспедиции А. В. Галафеева в Малую Чечню. 20 мая 1841 Л. и С. приехали в Пятигорск, где жили вместе. С. был негласным секундантом на дуэли поэта с Н. С. Мартыновым. По заказу С. художник Р. К. Шведе написал портрет Л. на смертном одре.

Столыпин Алексей Аркадьевич

А. А. Столыпин (Монго). Акварель А. И. Клюндера. 1840.

Мнения современников о С. противоречивы. М. Н. Лонгинов считал его воплощением чести, благородства и мужественной красоты. А. И. Васильчиков относил С. к числу лиц, к которым Л. имел «особое уважение». Резко отрицат. характеристика С. содержится в мемуарах М. Б. Лобанова-Ростовского. Нек-рые исследователи считают, что С. - человек пустой - мог быть товарищем Л. только по гусарским похождениям и в последней дуэли поэта играл роль не совсем благовидную (Т. Иванова). С. Недумов на основе архивных документов о пребывании С. на Кавказе, писем его к родным и Афанасия Столыпина к нему (1840) высказывает предположение об охлаждении С. к Л. в последние два года жизни поэта и упрекает его в безразличии к памяти друга.

Живя в 40-50-е гг. преим. за границей, С. осенью 1843 напечатал в парижской прогрес. газ. «Democratie pacifique» (29 сент. - 4 ноября) свой франц. перевод «Героя нашего времени» («Un héros du siècle, ou les russes le Caucase»). Позднее участвовал в обороне Севастополя, встречался там с Л. Н. Толстым. Умер во Флоренции.

Предполагается, что Л. изобразил С. на одном из своих карандашных набросков (мужская голова). Две мужские фигуры, нарисованные Л. (1832-34), изображают, возможно также С. (опубл. ЛН т. 45-46, с. 163, 195). Портрет С. (акв.) работы В. И. Гау (1845) хранится в ГТГ (там же, с. 703). Портреты С. (акв.) А. И. Клюндера (1839, 1840) - в Воронежском обл. музее изобразит. иск-в, в музее ИРЛИ и в Павловском дворце-музее Бюст С. (мрамор) работы Ф. Степанова - в ГЛМ (ЛН, т. 45-46, с. 685; ошибочно указано, что скульптор неизв.).

Лит.: Потто (1), с. 64; Висковатый, с. 384-96, 420-30 и др.; Ашукина-Зенгер (2), с. 749-54, 758-760; Герштейн (8), с. 288-90; Герштейн (9), с. 6-7, 12-13, 17, 42, 84-85, 88-90 и др.; Малярова И., Поиски продолжаются, «Нева», 1962, № 5, с. 220-21; Иванова Т. (8), с. 66-81; Лоденко Л., Мир тесен!, «Волга», 1967, № 7, с. 191; Лонгинов, в кн.: Воспоминания; Васильчиков, там же (см. также указат. имен); Недумов (2), с 148-62, 166, 229-34, 237-38, 263 и др.; Окунев, с. 167, 169, 171, 172, 174, 180, 183; Андроников (15), с. 153-70.

СТОЛЫПИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СТОЯЛА СЕРАЯ СКАЛА НА БЕРЕГУ МОРСКОМ"

«СТОЯЛА СЕРАЯ СКАЛА НА БЕРЕГУ МОРСКОМ», см. "Романс".

"СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРОЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

СТРОЕВ Владимир Михайлович (1812-62), рус. переводчик, беллетрист. Учился вместе с Л. в Пансионе (выпуск 1829). Участник лит. об-ва С.Е. Раича и альманаха «Цефей» (1829), в к-ром были напечатаны, по-видимому, ему принадлежащие повесть «Мечтатель» и очерк «Кузнецкий мост» (псевд.: Виктор Стройский и Стр.), имеющие нек-рые точки соприкосновения с более поздними произв. Л. Существовало указание (в рец. на «Цефей), что С. также автор «Мыслей, выписок и замечаний» (за подписью «NN») в том же альманахе, послуживших источником неск. эпиграмм Л. 1829; атрибуция эта оспаривается (Т. Левит).

Лит.: Бродский (5), с. 106-08, 122; Майский (2), с. 228-29, 233-34; Левит, с. 234-37, 240-48.

СТРОМИЛОВ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

СТРОМИЛОВ Семен Иванович (псевд. - С. С.) (1810- после 1862), рус. поэт. Учился вместе с Л. в Пансионе (выпуск 1829). Участник лит. об-ва С.Е. Раича, ценившего стихи С. С 1831 служил в канцелярии моск. воен. ген.-губернатора (вместе со знакомыми Л.: В. П. Мещериновым, П. А. Евреиновым, П. И. Степановым). Начав как автор риторич. и героич. стихов, С. позднее культивировал элегич. и романсные мотивы, характерные для эпигонов романтич. лирики 30-х гг.; обращался также к ориентальным (в т.ч. «кавказским») мотивам («Дагестанская ночь», 1839) и к «русским песням», одна из них («То не ветер ветку клонит», 40-е гг.) приобрела широкую известность. Есть сведения, что С. писал эпиграммы и сатиры, едва не навлекшие на него политич. преследования.

Соч. Опыты в стихах, М., 1830; XII сонетов, М., 1837.

Лит.: ЦГИА, ф. 1349, оп. 4, № 31, л. 133-34; «Моск. телеграф», 1830, ч. 32, № 8, с. 510: Светлейший князь Дм. Вл. Голицын в 1820-1843 гг., «РС», 1889, № 7, с. 147-48; Бродский (5), с. 122-25, 138; Майский (2), с. 244.

СТРОФИКА

СТРОФИКА, см. Стихосложение.

СТРУГОВЩИКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

СТРУГОВЩИКОВ Александр Николаевич (1808-78), рус. поэт и переводчик с нем. яз. (гл. обр. И. В. Гёте и Ф. Шиллера). Печатался в «ОЗ» в одно время с Л. и был с ним знаком. В своих воспоминаниях о М. И. Глинке («РС», 1874, № 4, с. 712; см. также в кн.: М. Ю. Л. в воспоминаниях современников, Пенза, 1960, с. 175, 339) С. кратко рассказал о встрече с Л. у В. А. Соллогуба в Петербурге в 1840 и о разговоре с поэтом по поводу перевода стих. Гёте «Ночная песня странника»; по просьбе Струговщикова Л. записал ему свой вольный перевод этого стих. - «Горные вершины».

СТУДЕНЦОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ

СТУДЕНЦОВ Евгений Павлович (1890-1943), сов. актер и режиссер. В 1911-41 работал (с перерывами) в Александринском театре (ныне Ленингр. академич. театр драмы им. А. С. Пушкина), где начиная с 1917 играл роль кн. Звездича во всех трех ред. спектакля «Маскарад» (см. Мейерхольд В. Э.). В его исполнении Звездич - в развитие замысла Л. - впервые стал значит. фигурой. Перемены в режиссерском замысле почти не сказались на игре С., с годами менялся только внешний рисунок роли - блестящий красавец-офицер превращался в молодящегося фата. С. поставил «Маскарад» в Риге (1929) и Курске (1935). Позднее играл Арбенина в периферийных театрах.

Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л. - М., 1963, с. 207-09; Юрьев С., Звездич ленингр. сцены, «Театр» 1972, № 2, с. 107-08.

СТУНЕЕВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

СТУНЕЕВ Алексей Степанович, в 1832-40 командир кавалерийского эскадрона в Школе юнкеров. Л. бывал на домашних вечерах С., любителя музыки, где поэт мог встречаться с А. С. Даргомыжским и с М. И. Глинкой, к-рый в 1835 женился на сестре жены С. Упомянут в стих. Л. «Юнкерская молитва» («Алёхин глас»). Л. дважды рисовал С. Один из этих рисунков, изображающий С. с бичом в руках среди манежа, хранится в музее ИРЛИ (см. в кн.: ЛН, т. 45-46, с. 159).

Лит.: Потто (1), Приложения, с. 6; Висковатый, с. 187; Бильдерлинг, с. 592; Анненков И. В., Неск. слов о старой школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. 1831-й год, «Наша старина», 1917, № 3, с. 18-20, 51; Описание ИРЛИ, с. 107, 138, 141, 151; Манвелов, в кн.: Воспоминания; Меринский, там же; Миклашевский, там же; Клейбер Б., «Два страшных года» Л., «Scando-slavica», 1958, t. 4, s. 45-46; Ковалевская, с. 49-50.

"СТЫДИТЬ ЛЖЕЦА, ШУТИТЬ НАД ДУРАКОМ"

«СТЫДИТЬ ЛЖЕЦА, ШУТИТЬ НАД ДУРАКОМ», см. "Эпиграммы".

СУЛАК

СУЛАК, см. Дагестан.

СУНЖА

СУНЖА, см. Грозная.

СУРЕНЬЯНЦ ВАРДГЕС

СУРЕНЬЯНЦ Вардгес (1860-1921), арм. художник. В 1901 принял участие в создании декораций к опере А. Г. Рубинштейна «Демон» в Мариинском театре в Петербурге. С. принадлежит более 20 илл. к однотомнику Л. (Петроград, 1915); из них наиболее удачны полустраничная заставка к поэме «Беглец» и илл. к сказке «Ашик-Кериб», в к-рой сказались традиции др.-арм. миниатюры (была представлена на 41-й выставке Т-ва передвижников), а также илл. «Мцыри в горах». Заслуживают упоминания его илл. к стих. «Пророк» и «Тамара» (текст последнего стих. в издание не вошел). К «Герою нашего времени» С. выполнил неск. иллюстраций [наиболее интересны не воспроизведенные в указанном издании портреты Печорина и княжны Мери; оба - тушь, белила; музей ИРЛИ; см. в кн.: Пахомов (2), с. 303]. Местонахождение оригиналов других иллюстраций С. неизвестно.

Лит.: Казарян М., Суреньянц, М., 1962, с. 19

СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), рус. художник. Получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев), С. выбрал «Песню про...купца Калашникова» и выполнил илл. «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ); художник отошел от традиц. изображения палача, не наделив его нарочито устрашающей внешностью. Рис. к «Песне...» выходит за рамки книжной иллюстрации и как самостоят. худож. произв. постоянно экспонируется в ГРМ.

Лит.: Гольдштейн С. Н., Суриков (1848-1916), М., 1950, с. 34-35; Лебедев Г., Рус. книжная илл. XIX в., М., 1952, с. 61-62; Сидоров, с. 282; Кеменов В., Историч. живопись Сурикова, М., 1963, с. 18.

СУШКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

СУШКОВА (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна (1812-68), знакомая Л., мемуаристка. Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А. М. Верещагиной. Лето 1830 С. проводила под Москвой в имении Большаково, часто посещая Середниково, где тогда гостил Л. Красивая, умная и ироничная, С. стала предметом юношеского увлечения Л. С ее именем связан цикл стихов 1830, посв. преим. неразделенной любви (см. Сушковский цикл). Новая встреча поэта с С. произошла 4 дек. 1834 в Петербурге. В течение месяца Л. постоянно бывал в доме С., уделял ей внимание на балах и, наконец, добился от нее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 янв. 1835 Л. написал С. анонимное письмо, к-рое привело к разрыву (С. до конца жизни не подозревала, что автором письма был Л.). Неблаговидность поступка Л. имела, однако, и оборотную сторону: за прошедшие годы поэт разочаровался в женской любви и привязанности, а потому увидел в С. лишь кокетку, стремящуюся найти жениха. Кульминация романа (посылка анонимного письма) совпала с получением Л. горестного для него известия о помолвке В.А.Лопухиной с Н. Ф. Бахметевым.

История с С. была прокомментирована самим Л. в письмах к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной кон. 1834 - нач. 1835 (VI, 428-31, 717, 719-20) и затем изображена в романе «Княгиня Лиговская», где С. выведена под именем Елизаветы Николаевны Негуровой. История взаимоотношений Л. и С. нашла отражение в ее записках (первая публ. - «Воспоминания о Лермонтове. Отрывок из записок», «РВ», 1857), самых ранних воспоминаниях о Л. Достоверность и живость записок объясняются тем, что они написаны по свежим следам событий: в основу легла т. н. исповедь С., известная в автокопии, озаглавленной «Воспоминания Ольги, писанные в 1836-1837 гг. для Марии Сергеевны Б<агговут>, рожденной княжны Х<ованской>» (опубл. 1947). Сложный характер Л. - человека и поэта - раскрыт в записках, однако, недостаточно, на что указал М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии, опубл. в некрасовских «ОЗ» (1871, № 1).

В 1844 в «БдЧ» (затем в «РВ», 1857) С. опубл. стихи Л., рукописями к-рых располагала: «Зови надежду сновиденьем», «Весна», «В альбом» («Нет! - я не требую вниманья»), «Еврейская мелодия» («Я видал иногда»), «К Су<шковой>», «Благодарю!», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок», «Свершилось! полно ожидать», «Итак, прощай! Впервые этот звук», «Я не люблю тебя», «Звезда» («Вверху одна горит звезда»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья»). С именем С. связано, очевидно, и опубл. в 1963 «Послание» («Катерина, Катерина!...»), к-рое Л. вписал в один из альбомов А. М. Верещагиной.

В 1838 С. вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова; Л. присутствовал на ее свадьбе.

Портрет С. (миниатюра) работы неизв. художника (30-е гг.) - в ИРЛИ. Вероятно, ее же изобразил сам Л. на полях автографа стих. «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»); см. илл. к стих. «Стансы» в наст. издании.

Соч. Воспоминания, «ВЕ», 1869, № 8, с. 684-740; № 9, с. 298-346; Записки. 1812-1841, СПБ, 1870; Записки. 1812-1841. [Ред., введение и примеч. Ю. Г. Оксмана], Л., 1928; ср. в кн.: Воспоминания.

Лит.: Висковатый, с. 95-100, 204-12; Михайловский Н. К., Лит. заметки 1880 г., Соч., т. 4, СПБ, 1897, стлб. 892-97; Ладыженская Е. А., Замечания на «Воспоминания» Е. А. Хвостовой-Сушковой, в кн.: Сушкова, с. 306-42: Рождественский В., Е. А. Сушкова. «Записки». [Рец.], «Звезда», 1928, № 5; Комарович В., с. 636-38; Бродский (5), с. 157, 220-23; Мануйлов (2), с. 43-44; Мануйлов (9), с. 98-110; Иванова Т. (2), с. 215-24; Иванова Т. (5), с. 29-36; Эйхенбаум (12), с. 304-09; Гладыш И. А., Динесман Т. Г., с. 57-59; Андроников (13), с. 124, 184-85, 220, 222; Салтыков-Щедрин М. Е., Записки Е. А. Хвостовой. [Рец.], Собр. соч., т. 9, М., 1970, с. 390-92; Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания; Ростопчина, там же; Андреев-Кривич (5), с. 67-81; Пагануцци П. Н., Лермонтов, Монреаль, 1967, с. 115, 117-27; Глассе, с. 80-121.

СУШКОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

СУШКОВ Сергей Петрович (1816-93), знакомый Л.; брат Е.П.Ростопчиной; выпускник арт. уч-ща, позднее - писатель-богослов. Учился в Пансионе двумя классами ниже поэта. Впоследствии часто встречался с ним в кругу офицеров. В 1837 и 1840 С. и Л. виделись на Кавказе, а в 1841 - в Петербурге, в доме Ростопчиной. О знакомстве с поэтом С. сообщает в написанной им биографии своей сестры.

Соч. Биографич. очерк, в кн.: Ростопчина Е. П., Соч., т. 1, СПБ, 1890, с. XXI.

СУШКОВСКИЙ ЦИКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СЧАСТЛИВЫЙ МИГ"

«СЧАСТЛИВЫЙ МИГ», стих. раннего Л. (1831). Написано в традициях франц. «легкой поэзии», к-рым, помимо эротич. содержания (ср. в поэме «Сашка»), отвечает особая «легкость» стиха (четырехстопный хорей) и интонационно-синтаксич. строя.

Автограф - ИРЛИ, тетр. XI. Впервые - «РБ», 1913, № 8, с. 79-80. Датируется по нахождению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 468-69.

"СЫН ОТЕЧЕСТВА"

«СЫН ОТЕЧЕСТВА», историч., политич. и лит. журнал, выходивший в Петербурге в 1812-44 и 1847-52. До 1825 издавался Н. И. Гречем, затем Гречем и Ф. В. Булгариным. До 1825 был органом передовых обществ. и лит. кругов, близких к декабристам; после восстания 14 дек. 1825 принял официозное направление. В 1838 право на издание журнала получил книгопродавец А. Ф. Смирдин. Номинальным редактором в 1838-1839 оставался Греч, фактически журнал редактировал Н. А. Полевой, автор большей части статей и рецензий в отделе критики и библиографии. К 1838-39 относятся первые упоминания в «СО» о произв. Л., обусловленные эстетич. позицией Полевого: отзыв о «Тамбовской казначейше» (опубл. без подписи автора), в к-ром поэма осуждалась как «подражание поэмы вроде Нулина» (1838, т. 5, отд. IV, с. 58-59); сочувств. отклик на появление в «ОЗ» стих. Л. «Дума» и «Поэт», «полных мысли и огня» (1839, т. 7, отд. IV, с. 46-47, 87).

В кон. 1839-40, с обострением полемики между «СО» и «ОЗ», в первом стали преобладать отзывы о Л. как о поэте, значение к-рого нарочито преувеличивается в «ОЗ» (1840, т. 2, с. 612, 666, 856-57).

В 1840, с приходом в журнал нового редактора - А. В. Никитенко, характер критич. отдела «СО» значительно изменился, что прежде всего выразилось в отказе от журнальной полемики. Это вызвало перемену и в отношении к Л. В № 1 за 1841 появилась написанная Никитенко первая и благожелат. статья о только что вышедшем сборнике стихов Л. В № 34 (цензурное разрешение от 23 авг.) среди разных известий было помещено краткое сообщение о том, что в Пятигорске «скончался, 15 июля, известный поэт и прозаик М. Ю. Лермонтов. В бумагах его найдено несколько небольших, неоконченных пиэс» (1841, т. 3, с. 436).

В 1842 редактором «СО» стал поэт и романист К. П. Масальский; в отдел критики был приглашен Е. Ф. Розен, одним из первых выступлений к-рого явилась статья об издании стихов Л. в трех частях (СПБ, 1842). Критик рассматривал Л. как преемника А. С. Пушкина и указывал на черты самобытности в его творчестве (1843, № 3, отд. VI, с. 1-18). Это было последнее значит. выступление журнала, посв. Л. В позднейших замечаниях о Л. «СО» присоединился (1844, № 1) к полемич. выступлениям против «ОЗ» О. И. Сенковского, считавшего издание «Стихотворений» Л. в 1842 нарушением «последней воли» автора, а затем и прямо вступил (1847, № 2; 1849, № 1) в полемику с «ОЗ» и «Совр.», отрицая самобытность и зрелость дарования поэта.

Лит.: Мордовченко Н. И., Белинский и рус. лит-ра его времени, М. - Л., 1950, с. 95-97, 99-103, 110-11.

СЮЖЕТ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Разделы сайта: