Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "D"
Показаны лучшие 100 слов (из 264).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Сидят - о конях удалых Заводят речь, о метких стрелах, О разоренных ими селах; И с ними как дрался казак, И как на русских нападали, Как их пленили, побеждали. - - Курят беспечно свой табак, И дым, виясь, летит над ними - - Иль, стукнув шашками своими, Песнь горцев громко запоют. Иные на коней садятся, Но перед тем как расставаться, Друг другу руку подают. II Меж тем, черкешенки младые Взбегают на горы крутые И в темну даль глядят - но пыль Лежит спокойно по дороги; И не шелохнется ковыль, Не слышно шума ни тревоги. Там Терек издали кружит, Меж скал пустынных протекает И пеной зыбкой орошает Высокий берег - лес молчит; Лишь изредка олень пугливый Через пустыню пробежит; Или коней табун игривый Молчанье дола возмутит. III Лежал ковер цветов, узорный, По той горе и по холмам; Внизу сверкал поток нагорный, И тек струисто по кремням... ...Черкешенки к нему сбежались, Водою чистой умывались. Со смехом младости простым На дно прозрачное иные Бросали кольца дорогие; И к волосам своим густым Цветы весенние вплетали; Гляделися в зерцало вод, И лица их в нем трепетали. Сплетаясь в тихий хоровод, Восточны песни напевали; И близ аула, под горой Сидели резвою толпой; И звуки песни произвольной Ущелья вторили невольно. IV Последний солнца луч златой На льдах...
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Жалобы турка Жалобы турка (Письмо. К другу, иностранцу) Ты знал ли дикий край, под знойными лучами, Где рощи и луга поблекшие цветут? Где хитрость и беспечность злобе дань несут? Где сердце жителей волнуемо страстями? - И где являются порой Умы и хладные и твердые как камень? Но мощь их давится безвременной тоской, И рано гаснет в них добра спокойный пламень. - - Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!... Друг! этот край..... моя отчизна! --- Р. S. Ах! если ты меня поймешь, Прости свободные намеки; - Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? - все мы человеки!... Жалобы турка Впервые опубликовано: с пропусками текста — в Берлине в 1862 г. в книге «Стихотворения М. Ю. Лермонтова, не вошедшие в последнее издание его сочинений» (с. 6), полностью — в 1889 г. в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т. I, с. 41). Острое политическое содержание стихотворения — скорбь об угнетенной родине — вынудило поэта прибегнуть к иносказанию, замаскировать русские впечатления заглавием «Жалобы турка». Турция в 1820-е годы считалась образцом деспотического государства. Антитурецкие настроения были особенно сильны в период национально-освободительной борьбы греков, вызывавшей сочувствие в русском обществе. По своей революционно-патриотической устремленности стихотворение Лермонтова отражало традиции декабристов. По содержанию имеет соответствие с пушкинской «Деревней», распространявшейся в то время в списках. Первый стих «Ты знал ли дикий край, под знойными лучами» сходен с началом «Песни Миньоны» Гете («Kennst du das Land» («Знаешь ли ты страну»)) из «Вильгельма Мейстера» (ср. эпиграф к стихотворению Пушкина «Кто знает край, где небо блещет», 1827). «Абидосская невеста» Байрона также начинается стихами «Кто знает край далекий и прекрасный, Где кипарис и томный мирт цветут» (перевод И. И. Козлова, 1826).
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Часть текста: 142, 163, 168, 201, 208) <...> авары кавказские, лезгинское племя, занимающее в горах Дагестана область (Авария) приблизительно в 820 кв. км; их насчитывают до 155 т. До 1863 г. они управлялись особым ханом. Главное укрепленное поселение Хунзах. А. говорят на диалекте лезгинск., разъясненном Шифнером в его «Versuch uber das Avarische» (С. -Петерб. 1862) и «Ausfuhrlicher Bericht uber P. von Usiars awarische Studien», помещен. в «Мемуарах» Академии наук в 1872 г., а также в его сочинении «Awarische Texte^Q-Петерб., 1873). Грузины (см. с. 22, 40, 86, 97, 132, 153, 174, 203, 206) - народ средиземной (белой) расы, кавказского семейства, картвельской группы, живущий в центральной и западной части Закавказья и состоящий из: 1) собственно Г., 2) ингилойцев, 3) Г. -горцев, 4) имеретин, 5) гурийцев и 6) аджарцев. Собственно Г. в числе около 408 тыс. душ обоего пола живут главным образом в Тифлисской губернии (менее всего - в Борчалинском и Ахалкалакском уездах), частью в Кутаисской губернии (около 13 тыс. в Шоропанском уезде) и в Терской области (8 тыс.); в остальных местностях Закавказья Г. встречаются в ничтожном количестве. Ингилойцы (новокрещенные), те же Г., но исповедующие ислам, живут в числе 9 тыс. в Закатальском округе. Г. -горцы, состоящие из хевсуров (64...
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: в составе «Анекдотов, мыслей и замечаний» С. Н. Глинки. Однако, несмотря на некоторую несамостоятельность в выборе сюжета и героев, Л. сумел передать в ст. то, что волновало его. Иеромонах Нестор (Кумыш) отмечает, что даже в этом раннем ст. поэт «в шутливой форме говорит о том, что его душа уязвляется любовью в гораздо большей степени, нежели сердце женщины» [3; 31]. Это несоответствие «всецелой преданности лирического героя предмету любви и незначительности чувства, которое будет испытывать его возлюбленная» [3; 31] найдет отражение и в других ст. Л. («Баллада, 1829; «К*», 1832). Лит.: 1) Вацуро В. Э. Литературная школа Лермонтова // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С. 49–90; 2) Нейман Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худ. лит., 1941. — С. 422–465; 3) Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. — СПб.: Филологический факультет СПб- ГУ; Нестор-История, 2011. — 340 с. Т. С. Милованова «ЗАБУДЬ ОПЯТЬ…» — см. «К другу» «ЗАБЫВШИ ВОЛНЕНИЯ ЖИЗНИ МЯТЕЖНОЙ…» (1829). Автограф хранится в ИРЛИ (тетр. ІІІ). Впервые опубликовано в книге «М. Ю. Лермонтов. Сочинения» под ред. Висковатого (Т. 1. С. 9). Данный ст. набросок представляет собой попытку вольного перевода баллады И. В. Гете «Рыбак» («Der...
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонт. мире эмблематичных слов, каждое из к-рых имеет долгую и изменчивую поэтич. историю. В запеве - тема одинокой участи. «Кремнистый путь» во 2-й строке, восхищавшей Л. Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавк. пейзажа (см. Лев Толстой об иск-ве и лит-ре, т. 1, 1958, с. 309), - это и обобщение: путь странника в "пустыне безотрадной" (см. Странничество в ст. Мотивы). Но меняется лирич. оценка образа пустыни, устойчивого у Л. («Три пальмы», «Благодарность»): безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни здесь и в «Пророке» становится также местом уединенного свидания с вселенной. «Голубое сиянье» (любимый цвет Л.) сообщает земному пейзажу космич. широту и бытийственность, приобщает его к «пространствам синего эфира» («Демон») и к ночной голубизне «Русалки». Точно так же через необычайно смелый и философски значит. образ 4-й строки в поэзию Л. возвращаются «звезды» его юности, почти исчезнувшие из зрелой лирики. Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонич. звукописи в последней строфе, но разлитая в напевном строе всего стих., - начиная с «Ангела», связывается с тем особым лермонт. Эдемом, к-рому он присвоил имя «отрады», с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветенье природы, женскую любовь). «Темный дуб» примыкает к той же цепи образов блаженства (ср. «завещание» Мцыри в финале...