Поиск по творчеству и критике
Cлово "ALEXANDRINE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Неизвестная нам Мария
Входимость: 3. Размер: 60кб.
2. Шан-Гирей. М. Ю. Лермонтов.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
3. Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.). Альбом А. М. Верещагиной (I)
Входимость: 2. Размер: 20кб.
4. Иванова Т.А.: Четыре лета. Лермонтов в Середникове. "Мне надо действовать"
Входимость: 2. Размер: 33кб.
5. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. V. Утраченные работы
Входимость: 2. Размер: 36кб.
6. А. А. Углицкой
Входимость: 2. Размер: 2кб.
7. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. IV. Рисунки на автографах
Входимость: 2. Размер: 56кб.
8. Глассе А.: Лермонтов и Е. А. Сушкова (часть 8)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
9. Ковалевская Е.А.: Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной
Входимость: 2. Размер: 113кб.
10. Андроников И. Л.: Рукописи из Фельдафинга
Входимость: 2. Размер: 83кб.
11. Планы, наброски, сюжеты
Входимость: 2. Размер: 33кб.
12. Кольян Т. Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова. Верещагина Александра Михайловна
Входимость: 1. Размер: 6кб.
13. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Изобразительное наследие. Графика лермонтова
Входимость: 1. Размер: 168кб.
14. Голованова Т.П.: Автографы Лермонтова в альбомах А. М. Верещагиной
Входимость: 1. Размер: 47кб.
15. Титов А. А.: Лето на водах. Глава 4
Входимость: 1. Размер: 21кб.
16. Чистова И.С. - Дневник гвардейского офицера
Входимость: 1. Размер: 42кб.
17. Иванова Т. А.: Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Глава первая. Лермонтов в Москве 20-30-х годов. Лермонтов-подросток на поварской
Входимость: 1. Размер: 41кб.
18. Странный человек (примечания)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
19. Мануйлов В.: Утраченные письма Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 70кб.
20. Летопись жизни и творчества Лермонтова. 1841 год
Входимость: 1. Размер: 72кб.
21. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Сокровища замка Хохберг. Пункт 1
Входимость: 1. Размер: 8кб.
22. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Архивы и книгохранилища. I. Литературные произведения М. Ю. Лермонтова в автографах и списках. Автографы
Входимость: 1. Размер: 23кб.
23. Чистова И.С. - проза Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 41кб.
24. Пумпянский Л.: Стиховая речь Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 31кб.
25. Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.). Андроников И. Л.: Вступительная статья
Входимость: 1. Размер: 43кб.
26. Письма С.Н. Карамзиной к Е.И. Мещерской о Лермонтове (Письмо 2)
Входимость: 1. Размер: 24кб.
27. Лермонтовская энциклопедия. ПЕРЕВОДЫ ЛЕРМОНТОВА ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
28. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Сокровища замка Хохберг. Пункт 3
Входимость: 1. Размер: 13кб.
29. Пейсахович М. - Строфика Лермонтова (страница 2)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
30. Глассе А.: Лермонтов и Е. А. Сушкова (часть 2)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 25кб.
32. Висковатый П. А.: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Часть II. Стремления и тревоги молодости (период брожения). Глава Х. М. Ю. Лермонтов по выходе из школы гвардейских подпрапорщиков
Входимость: 1. Размер: 40кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Неизвестная нам Мария
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Часть текста: не каждый день приходят сообщения о новых бесценных материалах и вопросы о том, в какой из музеев или архивов лучше поместить их. Некоторые находки вызывают изумление даже у тех, кому пришлось на своем веку видеть величайшие редкости или каждый день держать в руках драгоценные манускрипты. Одно из писем, полученных в ответ на очередную телевизионную передачу, содержало предложение заехать, когда мне случится быть в Ленинграде, на Васильевский остров, на Малый проспект за старинным альбомом, который владелица считает необходимым передать в какое-нибудь архивохранилище. Случай представился раньше, чем можно было предполагать. Вылетев из Москвы в Тбилиси, я собрался оттуда в Киев. Но Киев самолета не принял, и я прилетел в Ленинград. Оставив чемодан в гостинице возле швейцара, я поспешил на Васильевский остров. Хозяйкой альбома оказалась научный сотрудник Института физиологии Академии наук СССР Антонина Николаевна Знаменская. Приветливо улыбаясь, она словно предвидела впечатление, которое должен был произвести на меня этот никому не известный альбом. Внешний вид его весьма элегантен и даже несколько необычен. Это довольно большая, почти квадратная книжка в светло-коричневом сафьяновом переплете, обведенном по краю золотой узкой каемкой. Стальной замок. Посреди переплета — тисненная золотом цифра «1839». Эпоха ясна — два года спустя после гибели Пушкина. Плотная английская бумага с водяным знаком «1837». Первая запись — «Царское село. 24 августа 1839». Листаю... Рука П. А. Вяземского — стихотворение «Молись!». С датой: «Марта 25-го 1840». Стихотворение...
2. Шан-Гирей. М. Ю. Лермонтов.
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: последнее время стали много говорить и писать о Лермонтове; по этому случаю возобновились упреки, давно уже слышанные мною от многих родных и знакомых, зачем я не возьмусь описать подробностей его жизни. Мне тяжело было будить в душе печальные воспоминания и бесплодные сожаления; притом же, сознаюсь, и непривычка к литературной деятельности удерживала меня. «Пусть, — думал я, — люди, владеющие лучше меня и языком и пером, возьмут на себя этот труд: дорогой мой Мишель стоил того, чтоб об нем хорошо написали». Двадцать лет ждал я напрасно; наконец судьба привела меня в те места, где тридцать три года тому назад так весело проходило мое детство и где я нашел теперь одни могилы. Всякий из нас нес утраты, всякий поймет мои чувства. Здесь же получены были мною нумера журнала с ученическими тетрадями Лермонтова и объявление, угрожавшее выходом в свет трех томов его сочинений, куда войдут тетради и значительное число его детских стихотворений 1 . Праведный боже! Зачем же выпускать в свет столько плохих стихов, как будто их и без того мало? Под влиянием этих чувств я преодолел свою нерешительность и взялся за перо. Не беллетристическое произведение предлагаю публике, а правдивое описание того, что происходило в жизни человека, интересующего настоящее время. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в имении бабушки своей, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, рожденной Столыпиной, в селе Тарханах 2 ,  Чембарского  уезда, Пензенской губернии. Будучи моложе его четырьмя годами, не могу ничего положительного сказать о его первом детстве; знаю только, что он остался после матери нескольких месяцев на руках у бабушки 3 , а отец его, Юрий Петрович, жил в своей деревне Ефремовского уезда 4 и приезжал не часто навещать сына, которого бабушка любила без памяти и взяла на свое попечение, назначая ему принадлежащее ей имение (довольно порядочное, по тогдашнему счету шестьсот душ), так как у ней других детей не было....
3. Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.). Альбом А. М. Верещагиной (I)
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: Прошло немало времени, прежде чем мы смогли увидеть репродукции лермонтовских рисунков из альбомов А. М. Верещагиной, хранящихся ныне в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Они заполнялись в Москве в первой половине 1830-х годов и отражают дружеские отношения Лермонтова с владелицей этих альбомов Сашенькой Верещагиной. В 1829 году Лермонтов первый раз проводил свое лето в подмосковном имении родственников Столыпиных (Е. А. Арсеньева была урожденной Столыпиной) — Середникове. По соседству находилась деревня, принадлежавшая Верещагиной. Так что виделись они с утра и до вечера. И в Москве встречались зимою едва ли не каждый день. Верещагина была старше Лермонтова четырьмя годами. И он относился к ней с шутливым почтением и доверчивой дружбой. Верещагина, по свидетельству родственника Лермонтова А. Шан-Гирея, принимала в нем большое участие, отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтобы овладеть этой беспокойной натурой и направлять ее, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному. Она поощряла его занятия поэзией, берегла его стихи, написанные на лоскутках бумаги. И он охотно вписывал в ее альбомы лучшие свои строфы и украшал страницы рисунками и карикатурами, дарил акварельные работы. Выйдя замуж за дипломата Вюртембергского королевства борона Карла фон Хюгеля, А. М. Верещагина в Россию больше не вернулась, но все, что напоминало ей о Родине, о прошлом, о друзьях и прежде всего о Лермонтове, увезла с собой и бережно сохранила. После смерти А. М. Верещагиной (1873 г.). а затем ее матери, Елизаветы Аркадьевны (1876 г.), принадлежавшие им рукописи и рисунки Лермонтова, обширная семейная переписка, альбомы со стихами и зарисовками поэта перешли к наследникам, уже не знавшим русского языка. В руках...
4. Иванова Т.А.: Четыре лета. Лермонтов в Середникове. "Мне надо действовать"
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: от пустяка, наговорить дерзостей и колких эпиграмм. Сразу загорается гневом и негодованием при виде лжи и несправедливости. Особенно не выносит пошлости и кривлянья. "Протяни руку и думай, что она встречает мою",- тепло обращается Лермонтов в письме к отсутствующему другу Н. И. Поливанову. И в то же время говорит про себя: Я холоден и горд; и даже злым Толпе кажуся... А в этой "толпе" (так пренебрежительно называет он светское общество старой дворянской Москвы) его самого считают "повесой", "сорвиголовой", друзей его называют "пострелами", "негодяями". От Лермонтова оберегают сыновей: он может заразить их "опасным вольнодумством"! Гениальный юноша (как и раньше ребенок) имеет сильное влияние на товарищей. Они высоко ценят его стихи, уважают за ум и начитанность. Особенно поражает окружающих кипучая деятельность поэта: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Страстная жажда деятельности находит теперь исход: он писатель, поэт, литератор. Литература и есть та борьба, о...
5. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. V. Утраченные работы
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: эти успехом не увенчались. 2. ДЕТСКИЕ РИСУНКИ. [1824—1830] Находились у П. П. Шан-Гирея. В рукописных материалах В. Хохрякова имеется следующая запись, «В Тарханах пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном: Лермонтов, ползая по нем с мелом в руках, любил чертить. Детские рисунки его сохранились у Ш<ан>-Г<ирея>» 108 . Ни о количестве, ни о содержании этих рисунков Хохряков никаких данных не сообщает, поэтому нам трудно установить, какие рисунки имеет он в виду — те ли, что находятся в альбоме М. М. Лермонтовой, переданном Шан-Гиреем Рыбкину, а от его потомков поступившем в Публичную библиотеку в Ленинграде (собственно, детским рисунком в этом альбоме может быть признана только одна акварель — «Горячеводск»), или какие-то другие. Кроме акварели в альбоме М. М. Лермонтовой от Шан-Гирея из детских рисунков Лермонтова до нас ничего не дошло, если не считать нескольких детских его набросков на книге «Псалтирь», подаренной Арсеньевой сыну Павла Петровича, Акиму Павловичу. 3. ЮНОШЕСКИЕ РИСУНКИ. [1828—1831] Находились у К. М. Цехановской. Из писем самого Лермонтова нам известно, что его отец неоднократно производил «набеги» на его папки с рисунками и некоторые из этих рисунков Юрий Петрович увозил с собою в свое имение Кропотово. Клеопатра Матвеевна Цехановская, двоюродная племянница поэта, в письме своем в Лермонтовский музей от 25 февраля 1882 г. сообщала, что у нее остались три картины, рисованные поэтом в детстве: «2 карандашом и 1 краской». К. М. Цехановская принесла в дар музею в 1883 г., кроме портретов прадеда, деда, отца и матери поэта,...
6. А. А. Углицкой
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: А. А. Углицкой [А. А. Углицкой] Ma chere Alexandrine, Простите, же ву при, За мой армейский чин Всё, что je vous ecris; Меж тем же ву засюр Ich wunsche счастья вам, Surtout beaucoup d'amour Quand vous serez Мадам. <А. А. Углицкой> («Ma chere Alexandrine») Впервые опубликовано в 1922 г. в альманахе «Радуга». Написано в альбом А. А. Углицкой либо между 13 апреля — началом мая 1840 г., либо, что более вероятно, весной 1841 г., во время последнего приезда Лермонтова в Петербург. Александра Александровна Углицкая — родственница поэта со стороны матери. Стихотворная шутка Лермонтова написана макароническими стихами (см. примечание к предыдущему стихотворению). «За мой армейский чин» — в апреле 1840 г. Лермонтов был переведен из лейб-гвардии гусарского полка в армейский Тенгинский пехотный полк. «Quand vous serez Madame» («Когда вы будете Мадам» — франц. )   — в апреле 1841 г. А. А. Углицкая вышла замуж за К. И. Альбрехта.
7. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. IV. Рисунки на автографах
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: 27 (рис. 8). — Лит. Нас., 45—46 (все полностью), 643. а) рисунки на форзаце книги, изображающие два мешка. Под рисунками рукою бабушки поэта, Е. А. Арсеньевой, дарственная надпись Акиму Павловичу Шан-Гирею: «Екиму Павловичу Шан-Гирей. Знаю что тебе приятна будет эта книга. Она принадлежала тому кого ты любил. Читай ее мой друг. Е. А. 1841»; б) рисунок на внутренней стороне передней крышки переплета, изображающий набросок виньетки. Под ней четыре различных образца подписи Лермонтова на русском и французском языках и дата: «1824 года»; в) рисунки на внутренней стороне задней крышки переплета, изображающие набросок виньетки, птицу и голову шахматного коня. Над рисунками рукою Лермонтова: «Сия книга принадлежит». Все эти рисунки, сделанные на Псалтири, являются самыми ранними, дошедшими до нас графическими набросками Лермонтова. Это обычные «росчерки пера» развлекающегося мальчика и особого интереса ни со стороны тематики, ни со стороны исполнения не представляют. Датируются 1824 г., согласно надписи самого Лермонтова. 2. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ К ПОЭМЕ «ЧЕРКЕСЫ». Б., тушь, белила. [1828] Тетрадь 1-я (поэмы «Кавказский пленник» и «Корсар»). Рисунок наклеен на внутренней стороне переплета тетради. Музей А. С. Пушкина Академии наук СССР, Москва. Поступила в 1936 г. из ИЛ, ранее находилась в ЛМ. Воспроизведено : Печатник, 1914, I, 5. — Academia, III, 12—13. — Альбом, 58. Рисунок представляет собою обложку поэмы. Вверху изображена лира, с правой и левой сторон которой нарисовано два лавровых венка. От них в стороны — две стрелы. В середине на темном фоне заглавие поэмы: «Черкесы», под которым изображено несколько ядер и два скрещенных пистолета. Под рисунком эпиграф из «Кавказского пленника» Пушкина: Подобно племени Батыя,...
8. Глассе А.: Лермонтов и Е. А. Сушкова (часть 8)
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: Москве. Она снова проводила время у Сашеньки, о чем свидетельствуют ее записи в альбоме Верещагиной (Верещ. II) . Эти типичные альбомные записи, все на французском языке (выписки из любимого поэта Сушковой Ламартина, св. Августина, М. Д'Аргуис), отчетливо характеризуют ее грустное настроение. О том, что произошло в Москве между Верещагиной и Сушковой, рассказывает кузина Сушковой, Е. А. Ган: «С Александриной, родственницей бывшего жениха своего, князя Мишеля (sic!), они там встретились очень дружески. Они всегда были в переписке, так что той был известен весь печальный роман ее; тут же, при личном свидании „с другом“, Катя вновь все ей рассказала, наивно изливая ей все свое сердце ... Раз, приехав рано к Александрине, Катя прошла прямо к ней в комнату, пока хозяйки дома были очень заняты в гостиной приемом важной родственницы. На столе была опрокинута открытая шкатулка с грудой вывалившихся из нее писем ... В глаза ей метнулось ее имя в письме, написанном рукой слишком знакомой ... Она взяла и прочла: „Будьте спокойны, милая кузина, — писал Лермонтов своей родственнице Александрине, — Мишель никогда не женится на M-lle Сушковой. Я играл двойную игру, которая удалась мне превосходно. Кокетство M-lle Сушковой хорошо наказано! Она так очернена в глазах Мишеля, что он к ней чувствует одно презрение; мне же удалось лестью вскружить ей голову и даже внушить ей страсть, которая мне неприятна ... Не так-то легко будет мне от нее отделаться! Зато цель наша достигнута, а что касается до M-lle Сушковой, — будь с ней что будет!..“. Тогда только Катя поняла, что бедные родственники князя, Александрина и мать ее, живя с ним вместе и на его счет,...
9. Ковалевская Е.А.: Акварели и рисунки Лермонтова из альбомов А. М. Верещагиной
Входимость: 2. Размер: 113кб.
Часть текста: ИЗ АЛЬБОМОВ А. М. ВЕРЕЩАГИНОЙ В 1917 г. в фонды Пушкинского Дома Академии наук влилось уникальное собрание бывшего Лермонтовского музея, открытого в 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге. Это собрание включило в себя рукописи поэта, его живописное и графическое наследие, портреты Лермонтова, выполненные с натуры, его личные вещи, издания его произведений, иллюстрации к ним, скульптурные модели первых памятников, поставленных поэту, портреты его современников, различные биографические документальные материалы и многое другое. Названная коллекция положила основание лермонтовскому фонду Пушкинского Дома и определила его первенствующее место среди всех других хранилищ лермонтовских материалов. В составе богатейшего собрания весьма скромное место занимали сделанные от руки подробные описания альбомов со стихами, акварелями и рисунками Лермонтова, а также тетради с кальками, снятыми с его рисунков. Однако именно этим скромным материалам было суждено в течение нескольких десятилетий быть единственным источником сведений, восполнявшим значительный пробел в наших представлениях о творческой биографии поэта. Только сейчас благодаря цветным и черно-белым слайдам и полистным ксерокопиям, снятым с альбомов и представленным в ...
10. Андроников И. Л.: Рукописи из Фельдафинга
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: в 1836 году, когда двадцатишестилетняя Александра Михайловна Верещагина, одна из московских кузин М. Ю. Лермонтова, уехала с матерью за границу. Кузиной она называлась не по родству. Брат бабки и воспитательницы Лермонтова — Е. А. Арсеньевой — Дмитрий Алексеевич Столыпин был женат на Екатерине Аркадьевне, по первому браку Воейковой1. А. М. Верещагина приходилась родной племянницей этой «Катерине Аркадьевне»2. Верещагина была старше Лермонтова четырьмя годами. И он относился к ней с шутливым почтением и доверчивой дружбой. Аким Шан-Гирей, живший вместе с поэтом, вспоминал, что «Miss Alexandrine, т. е. Александра Михайловна Верещагина, кузина его, принимала в нем большое участие, она отлично умела пользоваться немного саркастическим направлением ума своего и иронией, чтоб овладеть этой беспокойною натурой и направлять ее, шутя и смеясь, к прекрасному и благородному. Все письма Александры Михайловны, — заключает Аким Шан-Гирей, — доказывают ее дружбу к нему»3. Верещагина принадлежала к тем, кто рано разгадал гениальное дарование Лермонтова. Когда они жили рядом, она поощряла его занятия поэзией, берегла его стихи, написанные на лоскутках бумаги. И он охотно вписывал в ее альбомы лучшие свои вдохновенья и украшал страницы альбомов рисунками и карикатурами, дарил акварельные работы, которые она потом туда вклеивала. Это была не просто одна из московских «кузин». Лермонтова связывали с ней общие друзья, общие интересы, общая юность. Покинув Москву и поступив в столице на военную службу, Лермонтов переписывался с Верещагиной. Именно ей он рассказал в 1835 году об окончании...