Поиск по творчеству и критике
Cлово "GENERAL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Глассе А. - Лермонтовский Петербург в депешах вюртембергского посланника (По материалам Штуттгартского архива)
Входимость: 9. Размер: 98кб.
2. Вацуро В. Э.: Новые материалы о дуэли и смерти Лермонтова
Входимость: 4. Размер: 51кб.
3. Щеголев П. Е.: Книга о Лермонтове (выпуск второй). Часть третья. Последняя поездка на север (1841)
Входимость: 1. Размер: 69кб.
4. Письма С.Н. Карамзиной к Е.И. Мещерской о Лермонтове (Письмо 1)
Входимость: 1. Размер: 18кб.
5. Семенов Л. П.: Лермонтов и Лев Толстой. 1. Лермонтов и Лев Толстой. Глава XX. Отношение к просвещению
Входимость: 1. Размер: 10кб.
6. Письма С.Н. Карамзиной к Е.И. Мещерской о Лермонтове (Письмо 10)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
7. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. Лермонтов-художник
Входимость: 1. Размер: 95кб.
8. Лермонтов - Философову А. И., (октябрь 1838 г. Царское Село)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
9. Дурылин С.Н.: "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Княжна Мери
Входимость: 1. Размер: 109кб.
10. Фаминский К. Н.: Лермонтов у англичан (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
11. Молнар А.: Венгерская рецепция творчества Лермонтова на рубеже XX—XXI веков
Входимость: 1. Размер: 58кб.
12. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. III. Рисунки. На отдельных листах и в тетрадях
Входимость: 1. Размер: 76кб.
13. Лермонтов - Лопухиной М. А., (19 июня 1833 г. Из Петербурга в Москву)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
14. Потапова Г. Е.: Лермонтов в немецкоязычном литературоведении
Входимость: 1. Размер: 70кб.
15. Лермонтов - Бибикову А. И., (вторая половина февраля 1841 г. Из Петербурга в Ставрополь)
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Глассе А. - Лермонтовский Петербург в депешах вюртембергского посланника (По материалам Штуттгартского архива)
Входимость: 9. Размер: 98кб.
Часть текста: от обычных депеш и дипломатических писем: помимо обязательных сведений, они содержали огромное количество всяких описаний, анекдотов и подробностей. Депеши Гогенлоэ — это скорее хроника, иногда принимающая форму дневника, которую дипломат использует осознанно и намеренно. «Мой дневник» («mon journal») — называет посланник депеши, составленные в период событий 14 декабря, когда он ведет записи по часам; так же озаглавлены депеши о праздновании двадцатипятилетия бородинской годовщины. В одной из депеш Гогенлоэ сообщает о состоявшейся в феврале 1840 г. дуэли Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Упоминание это важно. С фактической стороны оно как будто не дает ничего нового, однако оно предстает в окружении иных сообщений Гогенлоэ о жизни придворного и великосветского Петербурга и становится частью некоей общей картины. В этой картине, увиденной глазами умного и проницательного иностранца, долго прожившего в России, проясняются некоторые связи и отношения, ускользавшие от других наблюдателей и важные для биографа Лермонтова. Ее-то мы и постараемся восстановить на основании неизданных и неизвестных лермонтоведам документов Штутгартского архива. 1 У вюртембергского посланника князя Гогенлоэ-Кирхберга и его жены графини Екатерины Ивановны Голубцовой в здании вюртембергского посольства (Галерная улица, дом 45) с осени 1835 г. стали регулярно собираться по средам. К концу 1830-х гг., когда у посланника стал бывать Лермонтов, принимали по вторникам — в доме Екатерины Ивановны. Салон был главным образом дипломатический и придворный; там бывал весь дипломатический корпус и те, кто имел какое-либо отношение к Вюртембергу: придворные прежнего двора императрицы Марии Федоровны, дипломаты, направленные в Вюртемберг, путешественники и т. п. Гогенлоэ часто посещал и брат царя, великий...
2. Вацуро В. Э.: Новые материалы о дуэли и смерти Лермонтова
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: штаба полковником А. С. Траскиным. О существовании этого письма за № 17 было известно по перерыву в нумерации сохранившихся писем Траскина к Граббе; предполагалось, что оно, вместе с двумя другими исчезнувшими письмами (№ 15 и 16), представляло какой-то особый интерес и потому было изъято из переписки [1] . Письмо обнаружилось в коллекции Н. С. Тихонравова в отделе рукописей Гос. библиотеки СССР имени В. И. Ленина [2] . Текст его в самом деле интересен во многих отношениях, но по нему трудно предположить, что письмо было изъято преднамеренно в целях соблюдения тайны. Оно представляет собою первое сообщение о дуэли; в предшествующих письмах (№ 15 и 16), по-видимому, никаких сведений о Лермонтове вообще не содержалось. К письму, как это следует из текста, был приложен рапорт пятигорского коменданта В. И. Ильяшенкова от 16 июля 1841 года об обстоятельствах дуэли, приобщенный затем к «Делу штаба отдельного Кавказского корпуса…»; так как нам известно, что вместе с рапортом Ильяшенкова Граббе получил и рапорт...
3. Щеголев П. Е.: Книга о Лермонтове (выпуск второй). Часть третья. Последняя поездка на север (1841)
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: (1841) Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя, Я б хотел забыться и заснуть. [Лермонтов.] ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА 1841. Начало февраля. Приезд Лермонтова в Петербург. Бал у гр. Воронцовой-Дашковой, присутствие на котором Лермонтова найдено «неприличным и дерзким». 1841. Февраль. Близкое знакомство и дружба Лермонтова с гр. Е. П. Ростопчиной. 1841. Февраль. Статья Белинского о «Стихотворениях» Лермонтова в «Отечественных Записках». 1841. Конец февраля. Лермонтов готовится к отъезду на Кавказ и закупает множество книг. 1841. 13 апреля. Кн. В. Одоевский дарит Лермонтову свою старую и любимую записную книжку с тем, чтобы он возвратил ему ее сам, и всю исписанную. 1841. Апрель. Письмо Лермонтова к А. А. Краевскому, в котором он выражает сожаление, что не мог лично проститься, и подписывается на 2 экземпляра «Отечеств. Записок». 1841. 20 апреля. Гр. Е. П. Ростопчина дарит Лермонтову сборник своих стихотворений «в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому». 1841. 2 мая. Отъезд Лермонтова из Петербурга. 1841. Начало мая. Письмо к Е. А. Арсеньевой из Москвы, где Лермонтов пробыл несколько дней, остановившись у Розена. 1841. Начало мая. Встреча с Боденштедтом. 1841. Половина мая. Лермонтов в Туле обедает у А. Меринского. Лермонтов в усадьбе «Мишково», Мценского у., Орловской губ., у М. П. Глебова. 1841. Май. Лермонтов в Ставрополе. Встреча с ремонтером Борисоглебского уланского полка Магденко. Письмо к Е. А. Арсеньевой из Ставрополя, в котором Лермонтов сообщает о своем намерении прежде отправиться в крепость Шуру, где полк, а оттуда — на воды. 1841. 23 мая. Приезд Лермонтова в Пятигорск. ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА НА СЕВЕР Бабушка Лермонтова, сокрушающаяся об ...
4. Письма С.Н. Карамзиной к Е.И. Мещерской о Лермонтове (Письмо 1)
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: terre et vous ramener sur le sentier fleuri et peuplé de notre existence à Zarsko Selo, je saute à pieds joints en Chine, 1 au milieu de la Rotonde 2 et vous prie d'y entrer avec moi vendredi soir à 9 heures pour assister à l'arrivée de Lise 3 et entendre le murmure flatteur d'approbation qui l'accueille: c'est qu'elle était fort jolie ... < ... > Voilà, je crois, ce que vous intéresserait le plus à la Rotonde. D'ailleurs elle était assez mal éclairée; le Grand Duc, 4 qu'on y avait convié (et qui y a passé une heure, à chuchoter et à rire, comme d'usage, avec ma tante Wiasemsky), 5 disait, qu'on pouvait y jouer à colin-maillard les yeux ouverts. Tout Zarsko Selo et Pavlovsky s'y trouvait, donc la société ne pouvait être choisie, mais il y avait un cercle de connaissances assez étendu pour ne pas s'ennuyer et se perdre dans l'inconnu comme à Pavlovsky. < ... > J'oubliais de vous parler de Nadine Wiasemsky ... 6 < ... > Elle et Lise se sont extrêmement amusées; nos danseurs de famille étaient Alexandre Galitzin, 7 Abameleck, 8 Gersdorf, 9 Stolipin, 10 Nikita Troubetskoy, 11 Oseroff, 12 Levitzsky, 13 Zolotnitsky, 14 de plus j'ai valsé avec Лермантов (dont nous avons fait la connaissance et que Maman a...
5. Семенов Л. П.: Лермонтов и Лев Толстой. 1. Лермонтов и Лев Толстой. Глава XX. Отношение к просвещению
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: могло в самом деле показаться ему "сушащей ум бесплодною наукой" и "ненужным бременем познаний". (В. Острогорский. "Мотивы Лермонтовской поэзии". СПБ. 1910 г., 76—77). Поэту казалось, что Европа уже гибнет, измучившись "в борьбе сомнений и страстей", обратив взор, со вздохом сожаленья, "на юность светлую, исполненную сил", которую она давно забыла "для язвы просвещенья, для гордой роскоши". (II, 438). Быть может, поэт сам сознал резкость или неосновательность таких суждений, так как зачеркнул это продолжение "Умирающего гладиатора", нарушавшее художественную цельность стихотворения. По мнению поэта, науки не поднимают нравственности; не облагораживают и не освежают души, не укрепляют волю. В раннем стихотворении "Монолог", являющемся зерном "Думы", поэт горько говорит: К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? (I, 74). Для самого поэта "жизнь скучна, когда боренья нет" (I, 259), но люди — ничтожны и безвольны, и горе, если они заражены Развратом, ядом просвещенья В Европе душной!.. (II, 26). Поколение таких людей "в бездействии состарится" и пройдет "без шума и следа". (II, 252-253). "Дума", как известно, является предметом горячих прений 168 . Мы согласны с тем, что поэт недостаточно беспристрастен и дальновиден во взглядах на поколение "сороковых годов", но едва ли можно отрицать то, что он осуждает не все современное ему поколение; на это есть прямое указание в стихотворении "Казбеку", написанном всего за год до "Думы". В этом стихотворении, относящемся ко времени возвращения поэта из первой ссылки, он говорит: Что если я со дня изгнанья Совсем на родине забыт? Найду ль там...
6. Письма С.Н. Карамзиной к Е.И. Мещерской о Лермонтове (Письмо 10)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: et Lermantoff. Mlle Pluskoff voulait absolument faire la connaissance de ce dernier, me répétant dix fois, selon son habitude: «C'est là le éros —  je suis fâchée de ne pas connaître votre éros (vous savez, elle ne prononce pas l'h aspiré) — et puis: «Ah, c'est le poète, le éros  — vous devriez me présenter votre éros», force m'a été de le faire et, craignant quelque polissonnerie de sa part, car je l'en avais déjà menacé, et il m'avait répondu par une grimace, voilà que je deviens rouge comme du feu, tandis qu'elle lui débite des compliments sur ses poésies. Il la salue et s'écrie en me regardant: «Софья Николаевна, отчего вы так покраснели? Мне надобно краснеть, а не вам». Et pas moyen d'expliquer cette rougeur devant Mlle Pluskoff, qui y voyait une nouvelle preuve de ma passion pour le éros peu délicat qui s'en amusait. < ... > Samedi il a plu à verse toute la journée, nous n'avons pas bougé de la maison; Mlle Pluskoff a dîné chez nous, et le soir nous avons eu Lermantoff, Marie, les Baratinsky, Wiasemsky et Repnin. Dimanche j'ai appris par Mlle Pluskoff que Mr Charles de Bourmont 2 devait venir voir Zarsko Selo avec le général Tchevkin; 3 il y avait déjà une quinzaine de jours que je savais par les gazettes son arrivée à Petersbourg et que je m'agitais vainement pour trouver un moyen de communication avec lui; j'ai chargé Mlle Pluskoff, qui devait dîner avec lui, de lui annoncer que nous étions ici et que Maman serait charmée de le recevoir; je savais bien que cela lui faisait plaisir. Mardi matin j'ai été interrompue dans ma lettre (car il ...
7. Пахомов Н.: Живописное наследство Лермонтова. Лермонтов-художник
Входимость: 1. Размер: 95кб.
Часть текста: и картины которого давно уже по праву занимают почетное место среди эскизов и полотен художников-профессионалов в наших музеях. Занимались живописью и многие выдающиеся писатели прошлого. Живописные и графические опыты хранятся в наследстве почти каждого из них. У одних эти опыты малочисленны, случайны, носят вполне «любительский» характер и не заслуживают особенно пристального внимания со стороны историка литературы. Таковы рисунки Гоголя, который хотя и посещал рисовальные классы Академии художеств, однако не обнаруживал не только самого элементарного мастерства, но и простого умения 2 . Таковы наброски и шаржи Тургенева или Льва Толстого, неоспоримо свидетельствующие об отсутствии и у того и у другого предрасположения к занятиям изобразительным искусством 3 . Другие писатели рисовали много и охотно, обнаруживая при этом не только врожденное дарование, но и незаурядные технические навыки; таковы Жуковский, Полонский. Однако живописные и графические опыты этих писателей, как правило, ничем не связаны с их литературной работой. Они дают иногда небесполезный материал для биографа, но для историка литературы мало существенны. Наиболее интересно живописное и графическое наследство тех...
8. Лермонтов - Философову А. И., (октябрь 1838 г. Царское Село)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: protection. Grand’maman est dangereusement malade, tellement qu’elle n’a pas pu même me l’écrire, le domestique est venu me chercher croyant que j’étais déjà liberé. J’ai demandé au commandant quelques heures seulement pour aller la voir, j’ai écrit au général mais comme cela dépend du Monseigneur, il n’ont rien pu faire. Ayez pitié de Grand’maman, si ce n’est de moi, et obtenez un jour pour moi car le temps presse... Je n’ai pas besoin de vous parler de ma reconnaissance et de mon chagrin, car votre cœur me comprendra complètement Je suis votre tout dévoué           M. Lermontoff. На обороте: Его Превосходительству Милостивому Государю Алексею Илларионовичу Философову. Перевод Дорогой дядя, осмеливаюсь умолять вас ходатайствовать о моем деле, которое только вы можете уладить, и я уверен, что вы не откажете мне в вашем покровительстве. Бабушка опасно больна, настолько, что не могла даже...
9. Дурылин С.Н.: "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Княжна Мери
Входимость: 1. Размер: 109кб.
Часть текста: изданий; различия начинаются после 21 мая, итак: 21.05 22 23 29 3.06 4 5 6 7 10 11 12 14 15 16.06 21.05 29 30 6.06 13 12 13 14 15 18 22 24 25 26 27.06 Доведя хронологию до конца, отметим, что в нынешнем варианте дуэль приходится на 17 июня; 18-го Печорин в 5 утра вернулся после скачки за Верой и заснул до конца дня; 19-го на курьерской тройке умчался из Кисловодска с приказанием явиться в крепость N: если это и есть крепость Максима Максимыча, то туда он явится только осенью (так что здесь тоже какой-то провал во времени, если все выстраивать в одну цепочку; впрочем, задержки при следовании к месту службы - не редкость, так поступал и сам Лермонтов). По прижизненным изданиям - соответственно 28 июня, 29 и 30-го (немного ближе к осени). Эйхенбаум решил выправить даты по рукописи, чтобы создать эффект полного правдоподобия в течении дней, словно все идет взаправду. Но разве Лермонтов не видел свои издания, не готовил их, включая черновой оттиск, как отмечено в самом авторитетном издании сочинений - в 6-ти томах (АН СССР, М. -Л., 1957. Т. 6, с. 650)? Ведь даже выходили оба прижизненных издания в Петербурге именно тогда, когда там жил Лермонтов... Почему говорят о какой-то "ошибке" с датами - там же, с. 655? Да потому, что ряд чисел в прижизненных изданиях выглядит нереальным: ну как может за 13 июня следовать 12-е, потом снова 13-е... Эйхенбаум решил еще и так: 21 мая Печорин говорит о завтрашнем бале в ресторации, а бал вроде происходит 29-го? Хочется, чтобы все шло строго, как по расписанию. А в качестве ...
10. Фаминский К. Н.: Лермонтов у англичан (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: орфография) Лермонтовъ у англичанъ. На англiйскомъ языке неть ни одной более или менее солидной или оригинальной монографiи о поэзiи Лермонтова; имеются лишь две-три небольшихъ статьи. Едва-ли не лучшая (безъ имени автора) статья о Лермонтове помещена въ журнале „National Review“ (vol. XI, стр. 330), перепечатанная после въ „Eclectic Magazine“ за 1861 г., Іюнь, LIII т., стр. 167—76. Это — краткiй критико-бiографическiй этюдъ, содержащiй бiографiю, характеристику Лермонтова, разборъ „Мцири“, и заметки объ „Измаилъ-Бее“ и „Демоне“, причемъ при разсужденiи о последнемъ проведена интересная параллель между Мефистофелемъ Гёте и „Каиномъ“ Байрона. Авторъ статьи считаетъ Лермонтова поэтомъ субъективнымъ par excellence, но способнымъ подниматься и до высотъ объективнаго творчества, примеромъ чему служитъ „Песня о купце Калашникове“. Сужденiе автора статьи о реализме нашего поэта заслуживаетъ цитацiи. „Но что поразительно, пишетъ онъ, такъ это элементъ реализма, который, какъ мы уже заметили въ нашей статье о Пушкине, повидимому, составляетъ главную особенность литературнаго характера русской нацiи вообще....