Поиск по творчеству и критике
Cлово "1818"
Входимость: 10. Размер: 3кб.
Входимость: 10. Размер: 71кб.
Входимость: 9. Размер: 19кб.
Входимость: 8. Размер: 66кб.
Входимость: 8. Размер: 85кб.
Входимость: 6. Размер: 109кб.
Входимость: 6. Размер: 91кб.
Входимость: 5. Размер: 50кб.
Входимость: 5. Размер: 169кб.
Входимость: 5. Размер: 54кб.
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Входимость: 4. Размер: 90кб.
Входимость: 4. Размер: 33кб.
Входимость: 4. Размер: 129кб.
Входимость: 4. Размер: 33кб.
Входимость: 4. Размер: 71кб.
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Входимость: 4. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 84кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 3. Размер: 30кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 3. Размер: 244кб.
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 103кб.
Входимость: 2. Размер: 95кб.
Входимость: 2. Размер: 110кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 86кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 121кб.
Входимость: 2. Размер: 100кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Входимость: 2. Размер: 190кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 200кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 10. Размер: 3кб.
Часть текста: М.Ю. Энциклопедический словарь. Хронология жизни и творчества. 1818 г. 1818 Жизнь и творчество Лермонтова Перв. пол. года. — Л. с бабушкой живет в Пензе. Вт. пол. года — Л. с бабушкой живет в Тарханах. Литературная и культурная жизнь, наука и образование, журналистика и критика 20 февр. — торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому (в 1804 скульптор Мартос по собственной инициативе начал работать над ним). 1818 — «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. 1818 — «Лесной царь», «Рыбак», «Рыцарь Тогенбург» В. А. Жуковского. 1818 — Академия художеств возобновляет заграничные командировки для своих выпускников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Начал издаваться журнал «Отечественные записки» под редакцией П. П. Свиньина (существовал до 1830 г.). 1818 — начал издаваться журнал «Благонамеренный» под редакцией А. Е. Измайлова (существовал до 1820 г.). 1818 — начал издаваться журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» под редакцией А. Д. Боровкова (существовал до 1825 г.). 1818 — Н. М. Муравьев. «Мысли об “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина». 1818 — в продажу поступила первая часть «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина Церковная, государственная и общественно-политическая жизнь 10 марта —...
Входимость: 10. Размер: 71кб.
Часть текста: Андреев-Кривич Андреев-Кривич Сергей Алексеевич, литературовед. Андроников Андроников Ираклий Луарсабович, литературовед, писатель. Андрэ Андрэ, де, барон, первый секретарь французского посольства. Анненков Иван Николаевич Анненков Иван Николаевич (1796-1829), поэт, ротмистр Борисоглебского уланского полка. Анненков Николай Николаевич Анненков Николай Николаевич (1799-1865), адъютант в. кн. Михаила Павловича. Анненкова Анненкова Вера Ивановна, рожд. Бухарина (1813-1902). Апраксин Апраксин Антон Степанович (1817-1899), граф, корнет Кавалергардского полка. Апухтин Апухтин Всеволод Ростиславович (р. 1874). Арапов Арапов, домовладелец. Арапова Арапова Александра Петровна, рожд. Ланская (1845-1919), дочь Наталии Николаевны Пушкиной. Армфельд Армфельд Александр Осипович (1806-1868), профессор Московского университета. Арнольди Арнольди Александр Иванович (1817-1898), сослуживец Лермонтова по л.-гв. Гродненскому гусарскому полку, мемуарист. Арсеньев Василий Сергеевич Арсеньев Василий Сергеевич (1829-1915) (?), генеалог. Арсеньев Григорий Васильевич Арсеньев Григорий Васильевич (1777-1850), брат деда поэта. Арсеньев Михаил...
Входимость: 9. Размер: 19кб.
Часть текста: Лермонтова (его отец — пятиюродный дядя деда поэта). С 1840 г. Арсеньев служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе. Артемьев А. И. (даты рождения и смерти неизвестны), ученик саратовской гимназии, впоследствии археолог, этнограф и статистик. Бакунина Татьяна Александровна (1815—1871), сестра революционера-анархиста М. А. Бакунина Барклай-де-Толли Иван (Иоганн) Егорович (1811—1879), ординатор Пятигорского военного госпиталя, родственник генерал-фельдм. М. Б. Барклая-де-Толли, подписал свидетельство о смерти Лермонтова. Бартенев Петр Иванович (1829—1912), историк, археограф. Основатель и редактор журнала «Русский архив». Бахметева Софья Александровна (1800—?), приятельница Лермонтова с детских лет. Воспитывалась в доме Е. А. Арсеньевой. Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848), литературный критик, публицист, революционный демократ, философ-материалист. Бенкендорф Александр Христофорович (1783—1844), русский государственный деятель, граф, генерал от кавалерии. С 1926 г. шеф жандармов и главный начальник третьего отделения. Бибиков Александр Иванович (?—1856), выпускник школы юнкеров (1837), по окончании — офицер л. -гв. Егерского полка, откомандированный на Кавказ. Бильдерлинг Александр Александрович (1846—1912), начальник Николаевского кавалерийского училища, по инициативе которого в г. Николаеве был создан Лермонтовский музей, открытый в 1883 г. Боборыкин Василий Васильевич (1817—1885), мемуарист, поручик л. -гв. Кирасирского полка. В 1834—1836 гг. учился в школе юнкеров, где познакомился с Лермонтовым. Боденштадт Фридрих (1819—1892), немецкий поэт, переводчик. Особенно велика его заслуга как переводчика Лермонтова. Боденштадт жил в Москве, где дважды встречался с Лермонтовым. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович (1800—1844), поэт, принадлежавший к близкой...
Входимость: 8. Размер: 66кб.
Часть текста: дочь Алексея Емельяновича Столыпина. Алексей Емельянович Столыпин был пензенским губернским предводителем дворянства в 1787—1789 годах. Он славился хлебосольством, держал крепостной театр, проданный после в казну. Семья Столыпина была одной из самых знатных в Пензе и в губернии. Дети Алексея Емельяновича получили основательное образование и отличное светское воспитание. Большинство его сыновей избрали себе государственное и военное поприще. Александр был адъютантом Суворова, Аркадий — обер-прокурором в Сенате, Николай, участник войны 1812 года, теоретик военного дела, впоследствии стал севастопольским губернатором, Дмитрий, сослуживец П. И. Пестеля, командовал корпусом. Декабристы прочили его и Аркадия в члены правительства в случае успеха восстания. Декабрист Н. А. Бестужев показал на следствии: «Покойный сенатор А. А. Столыпин одобрял тайное общество и потому верно бы действовал в нынешних обстоятельствах вместе с нами». Видное положение в губернии, громадное богатство определили поведение Столыпиных: все они отличались твердым характером, независимостью, властолюбием, высокомерием. И в то же...
Входимость: 8. Размер: 85кб.
Часть текста: играла немалую роль в формировании концепции декабризма. «Горе от ума» Грибоедова, вольнолюбивая лирика Пушкина не только соответствовали настроениям декабристов, но и способствовали мобилизации сил тайных обществ. Декабристская идеология распространялась в обществе через литературу. «Мнение правит миром» — утверждала передовая просветительская философия XVIII в. Воспитанники этой философии — декабристы — верили в силу разума и считали необходимым и возможным воздействовать на «общее мнение». Литература и была тем средством, с помощью которого можно было формировать его, готовя страну к перевороту. Связь политических идей с современной литературой сформулировал А. Бестужев: «Воображенье, недовольное сущностью, алчет вымыслов, и под политической печатью словесность кружится в обществе». [192] Особое внимание литературной деятельности уделял «Союз Благоденствия» (1818–1821). В уставе «Союза Благоденствия» — «Зеленой книге» — развернута дидактическая программа литературной пропаганды. «Сила и прелесть стихотворений», писалось здесь, состоит «более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих». «Описание предмета или изложение чувства не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы оно прелестно ни было, всегда недостойно дара поэзии»....
Входимость: 6. Размер: 109кб.
Часть текста: На месте дуэли воздвигнут скорбный обелиск. На старом кладбище обелиском отмечено место первоначального погребения. В памятных уголках то и дело появляются группы людей и слышатся голоса экскурсоводов: ”Лермон- тов, Лермонтов...” Своей славой и широчайшей известностью в стране Пятигорск обязан не только своим минеральным источникам, но в значительной мере — благодаря Лермонтову. Еще в 1917 г. видный ученый профессор В. Е. Тимонов в книге ’’Основы организации Кавказских Минеральных Вод” предлагал создать на территории КМВ город и назвать его Лермонтов. Такой город действительно возник в 1956 г. в Ставропольском крае вблизи Пятигорска, в окрестностях горы Бештау, и в 1981 г. его тоже украсил памятник поэту работы О. Комова. Драматург Виктор Розов в статье ’Заветные зерна” (’Нева”, 1962, №2) писал: ”Дух великих людей преображает даже окрестности. Например, Пятигорск без Лермонтова — это просто курортный городок, каких множество. А маленький домик на окраине, где жил и умер гений, все преображает. Ходишь тихо, на цыпочках: ”Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит”... я видел эту дорогу”. Жизнь поэта оборвалась в Пятигорске, но не закончилась его гибелью. Здесь ’’каждый камень дышит Лермонтовым”, и многие последующие события неразрывно связаны с его жизнью и творчеством. Мы теперь считаем лермонтовскими местами все уголки, связанные с пребыванием самого поэта или его героев из ”Княжны Мери” — этого своеобразного ’’поэтического...
Входимость: 6. Размер: 91кб.
Часть текста: от общих закономерностей в движении литературы, но при этом обладали и своим специфическим качеством, обусловленным особым характером драматургического рода литературы. 1 Одна из существенных особенностей драматургии — ее тесная связь с театром. Более того, в начале XIX в. театр во многом подчинил себе драматургию. Характерно в данном отношении высказывание наиболее значительного драматурга того времени — В. А. Озерова о том, что на издание своих трагедий он «соглашался по одним убеждениям… приятелей, никогда не быв любопытен видеть в печати то, что писал единственно по склонности… к театральным зрелищам и без всякого искания автора и стихотворца». [247] Примечательно и то, что в первые десятилетия века почти все пьесы печатались в театральной типографии, причем список действующих лиц непременно сопровождался фамилиями актеров — первых исполнителей данных ролей. Литературная основа спектакля рассматривалась в ту пору как нечто не совсем полное, немыслимое без сценического воплощения. Поднявшись до классических вершин, русская драматургия не случайно порывает с подобной зависимостью, принижающей пьесу как литературное произведение. Окончив работу над «Горем от ума», Грибоедов вспоминал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно...
Входимость: 5. Размер: 50кб.
Часть текста: и М. А. Шан-Гирей) // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979 . — С. 122—138. В. Б. САНДОМИРСКАЯ АЛЬБОМ С РИСУНКАМИ ЛЕРМОНТОВА (Лермонтов и М. А. Шан-Гирей) Среди рукописного наследия Лермонтова почти не сохранилось рукописей, относящихся к раннему периоду его жизни. Это естественно, — но при скудости материалов, позволяющих характеризовать этот ранний период, то немногое, что дошло до нас, приобретает особенную ценность для исследователей жизни и творчества поэта. Предлагаемая работа основана на изучении альбома, содержащего большое количество рисунков и самый ранний автограф Лермонтова. Он известен в лермонтоведении как «Альбом М. М. Лермонтовой», матери поэта. 1 Этот альбом давно уже находится в поле зрения исследователей жизни и творчества Лермонтова, хотя в архив Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (где и хранится в настоящее время) попал сравнительно недавно, в 1938 г. 2 1 История этого альбома не отличается сложностью. Он хранился в семействе Шан-Гиреев и в 1881 г. был передан Павлом Петровичем Шан-Гиреем, мужем тетки Лермонтова Марии Акимовны Шан-Гирей, коллекционеру Н. И. Рыбкину. В этом же году Н. И. Рыбкин в статье о материалах, найденных им в поездке по Пензенской губернии, 3 характеризовал и полученный им альбом, исходя из свидетельства П. П. Шан-Гирея, что альбом принадлежал М. М. Лермонтовой. В свете этого свидетельства Рыбкин осмыслил все содержание альбома, и его очерк представляет единственную до сих пор в печати общую, хотя далеко не полную, характеристику альбома. «Все содержание альбома, — писал он, — состоит более из нежных стихотворений, частью на французском, а большей частью на русском языке. Стихи эти писались с 1811 года 4 подругами и знакомцами Марии Михайловны и в Москве, и на Кавказе, и в Петербурге, и в деревне. < ... > Есть ...
Входимость: 5. Размер: 169кб.
Часть текста: провел в Москве в общей сложности пять с небольшим лет — по сути, треть своей недолгой сознательной жизни. Образ Москвы неоднократно возникает в его творениях: «Панорама Москвы», драмах «Странный человек» и «Два брата», в повести «Княгиня Лиговская», исторической «Песне про царя Ивана Васильевича…» и, конечно же, в «нравственной» поэме «Сашка». Бабушка поэта Е. А. Арсеньева, опасаясь за слабое здоровье своей беременной дочери, настояла на том, чтобы она с мужем в августе 1814 г. приехала в Москву, где были опытные врачи-акушеры. Л. появился на свет, как записано в метрической книге Трехсвятительской церкви, 2 октября 1814 г. «в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя» [2; 13] у Красных ворот. Однако поэт отмечал свое рождение 3 октября, вероятно потому, что это событие случилось поздней ночью предыдущего дня. А отмечать праздник заранее всегда считалось плохой приметой. Дом Толя представлял собой двухэтажное здание, с толстыми стенами и неглубокими нишами. Состоял из двух флигелей. В котором из них родился Л., история умалчивает. Здание не сохранилось. На его месте — «сталинская» высотка (ул. Садовая-Спасская, 21). Память о поэте отмечена мемориальной доской. 11 октября новорожденного крестили в Трехсвятительской церкви, которую снесли в конце 1920-х гг. Восприемниками «от купели» записаны: «господин коллежский асессор Фома Васильев Хотяинцев», и бабушка Л., «вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева». Крещение...
Входимость: 5. Размер: 54кб.
Часть текста: нам, и в фонде Панина-Блудовых помимо письма Иды Мусиной-Пушкиной к Антонине Дмитриевне Блудовой, относящегося к началу 1841 года, перед отъездом сестер из Петербурга на Кавказ, были обнаружены неизвестные письма М. А. Щербатовой к тому же адресату, охватывающие интереснейший для биографов М. Ю. Лермонтова период времени после первой его дуэли с Барантом — с 1 марта 1840 года по 31 мая 1841 года. Мария Алексеевна Щербатова, до замужества — Штерич, принадлежала к семейству украинских помещиков. Первый представитель сербского дворянского рода Штеричей вступил в российское подданство при императрице Елизавете Петровне. Это был прадед Щербатовой, Иван Христофорович, начавший службу в 1752 году вахмистром и закончивший ее в 1787 году в чине генерал-майора. Дед М. А. Щербатовой, Петр Иванович Штерич, служил в лейб-гвардии Преображенском полку и вышел в отставку в чине капитана в 1787 году вскоре после кончины отца. Крупное имение с тремя тысячами крепостных крестьян и несколькими десятками тысяч десятин земли требовало от хозяина рачительности и знаний. Тем и другим отставной гвардии капитан, вскоре вступивший в статскую службу, обладал вполне. Он учился в Штутгартском университете и, как указано в его...