Поиск по творчеству и критике
Cлово "1823"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Поэзия пушкинского круга
Входимость: 15. Размер: 58кб.
2. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Поэзия декабристов
Входимость: 14. Размер: 85кб.
3. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Хронология жизни и творчества. 1820-1824 гг.
Входимость: 12. Размер: 10кб.
4. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 7. А. С. Пушкин. 1799–1837. Южная ссылка (1820–1824)
Входимость: 9. Размер: 75кб.
5. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Проза декабристов (романтическая повесть первой половины 1820-х гг.)
Входимость: 8. Размер: 28кб.
6. Яковлев М. А.: М. Ю. Лермонтов как драматург. Глава VI. Литературные источники автобиографических драм: "Menschen und Leidenschaften", "Странный человек" и "Два брата"
Входимость: 7. Размер: 59кб.
7. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Утраченные записки
Входимость: 7. Размер: 98кб.
8. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 4. Литературное творчество декабристов
Входимость: 6. Размер: 71кб.
9. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Е. А. Баратынский
Входимость: 6. Размер: 37кб.
10. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Биография Лермонтова. Лермонтовские места
Входимость: 6. Размер: 169кб.
11. Сандомирская В.Б. - Лермонтовский альбом 1827 г.
Входимость: 5. Размер: 48кб.
12. Гроссман Л.: Лермонтов и культуры Востока. X. "Испанцы" и велижское дело
Входимость: 5. Размер: 63кб.
13. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Архивы и книгохранилища. IV. Биографические материалы о М. Ю. Лермонтове и его окружении. Биографические материалы о М. Ю. Лермонтове и его окружении
Входимость: 4. Размер: 98кб.
14. Бродский Н. Л.: М. Ю. Лермонтов. Биография, 1814—1832. Глава III. В Университетском Благородном пансионе
Входимость: 4. Размер: 92кб.
15. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. В. А. Жуковский
Входимость: 4. Размер: 90кб.
16. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Биография Лермонтова. Николаевское Кавалерийское училище
Входимость: 3. Размер: 9кб.
17. Яковкина Е.И.: Последний приют поэта
Входимость: 3. Размер: 22кб.
18. Бродский Н. Л.: М. Ю. Лермонтов. Биография, 1814—1832. Глава II. Лермонтов в Москве. 1827—1828 годы
Входимость: 3. Размер: 52кб.
19. Бронштейн Н.: Доктор Майер
Входимость: 3. Размер: 83кб.
20. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Теория литературы и поэтика произведений. Дума
Входимость: 3. Размер: 6кб.
21. Левит Т.: Литературная среда Лермонтова в Московском благородном пансионе
Входимость: 3. Размер: 99кб.
22. Н. Мордовченко. Белинский В. Г. - Указатель личных имен
Входимость: 2. Размер: 16кб.
23. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Указатель имен
Входимость: 2. Размер: 71кб.
24. Семенов Л. П.: Лермонтов на Кавказе. IV. Кавказские мотивы в произведениях М. Ю. Лермонтова 1837—1839 гг.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
25. Семенов Л. П.: Лермонтов на Кавказе. II. Кавказские мотивы М. Ю. Лермонтова 1828—1834 годов
Входимость: 2. Размер: 97кб.
26. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 2. Глава 1. Поэзия в эпоху романтизма. Денис Давыдов. Поэты пушкинского круга. Поэты-любомудры. Поэты-романтики второго ряда. Алексей Кольцов
Входимость: 2. Размер: 119кб.
27. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
28. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИК"-"ЛЯП")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
29. Эйхенбаум Б. М. - Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. (примечания)
Входимость: 2. Размер: 36кб.
30. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Знакомые и современники Лермонтова. Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Входимость: 2. Размер: 10кб.
31. Мануйлов В. А., Гиллельсон М. И., Вацуро В. Э.: М. Ю. Лермонтов (семинарий). IV. Темы для самостоятельной работы. Биография Лермонтова (задания 1-12)
Входимость: 2. Размер: 50кб.
32. Вольперт Л. И.: Демон Лермонтова и французская литературная традиция
Входимость: 2. Размер: 56кб.
33. Андреев-Кривич С.А.: Лермонтов и Кабардино-Балкария. На Горячих водах в 1825 году
Входимость: 2. Размер: 18кб.
34. Вырыпаев П. А. - Лермонтов: Новые материалы к биографии (примечания)
Входимость: 2. Размер: 30кб.
35. Модзалевский Л.: Письма Е. А. Арсеньевой к Крюковой П. А.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
36. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 7. А. С. Пушкин. 1799–1837
Входимость: 2. Размер: 9кб.
37. Недумов С. И.: Лермонтовский Пятигорск. Глава I. Из истории Пятигорска 1820-1830-х годов. Начало застройки
Входимость: 2. Размер: 9кб.
38. Лермонтовская энциклопедия. МУР ТОМАС
Входимость: 2. Размер: 7кб.
39. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 7. А. С. Пушкин. 1799–1837. Роман в стихах "Евгений Онегин" (9 мая 1823 – 25 сентября 1830)
Входимость: 2. Размер: 57кб.
40. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. А. С. Пушкин. Глава 3
Входимость: 2. Размер: 24кб.
41. Попов А.В.: Лермонтов на Кавказе. Первые поездки на Кавказ
Входимость: 2. Размер: 41кб.
42. Соснина Е.Л.: Черный алмаз. Лермонтовский сборник статей. Зеркало истории. Северокавказские этюды времени М. Ю. Лермонтова до 1837 года
Входимость: 2. Размер: 25кб.
43. Андреев-Кривич С.А.: Лермонтов и Кабардино-Балкария. Поэма об Измаиле-бее
Входимость: 2. Размер: 129кб.
44. Иванова Л.: Лермонтов и декабрист М. А. Назимов
Входимость: 2. Размер: 36кб.
45. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 6. А. С. Грибоедов. 1795–1829
Входимость: 2. Размер: 81кб.
46. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Поэзия 1840-х гг.
Входимость: 2. Размер: 87кб.
47. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Родственники и близкие знакомые Лермонтова. Шан-Гирей Екатерина Павловна
Входимость: 2. Размер: 2кб.
48. Вацуро В. Э.: Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов
Входимость: 2. Размер: 55кб.
49. Гроссман Л.: Лермонтов и культуры Востока. XI. Историческая концепция Лермонтова
Входимость: 2. Размер: 18кб.
50. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Проза второй половины 1820-х — 1830-х гг.
Входимость: 2. Размер: 83кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Поэзия пушкинского круга
Входимость: 15. Размер: 58кб.
Часть текста: определяется новое поколение, вырастающее на литературных достижениях Батюшкова и Жуковского, но уже далеко не тождественное им. Жуковский и Батюшков открыли в поэзии эмоциональное содержание слова. Поэтическое словоупотребление разнилось с прозаическим; нормой поэтического языка становится метафоричность. В контексте поэтической строки слово начинает приобретать новые оттенки значений, не улавливаемые обычным толковым словарем; эти дополнительные оттенки могли даже вступать в противоречие с формально-логическим, понятийным содержанием слова в обиходной речи и даже языке художественной прозы. Притом речь идет не о метафоре XVIII в., привычной искушенному уху почитателей поэзии: появляется нечто новое. Когда Державин писал о водопаде «алмазна сыплется гора», то смелость здесь заключалась в выборе члена сравнения, а не в его внутренней структуре: неожиданно сопоставление водопада с горой, а не описание горы, состоящей из алмазов и обрушивающейся. Каждый ряд понятий предстает здесь как внутренне однородный, логически выдержанный. Жуковский смешал обе сферы. В его метафорах...
2. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Поэзия декабристов
Входимость: 14. Размер: 85кб.
Часть текста: Н. Глинка, П. А. Катенин, В. Ф. Раевский). [191] В то же время идеологический фронт движения не ограничивался участниками тайных обществ, захватив широкий круг прогрессивных литературных деятелей. В сфере влияния освободительных идей в той или иной степени было почти все значительное в русской литературе: Гнедич и Вяземский, Пушкин и Грибоедов, Языков, Дельвиг и Баратынский. Передовая русская литература в свою очередь играла немалую роль в формировании концепции декабризма. «Горе от ума» Грибоедова, вольнолюбивая лирика Пушкина не только соответствовали настроениям декабристов, но и способствовали мобилизации сил тайных обществ. Декабристская идеология распространялась в обществе через литературу. «Мнение правит миром» — утверждала передовая просветительская философия XVIII в. Воспитанники этой философии — декабристы — верили в силу разума и считали необходимым и возможным воздействовать на «общее мнение». Литература и была тем средством, с помощью которого можно было формировать его, готовя страну ...
3. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Хронология жизни и творчества. 1820-1824 гг.
Входимость: 12. Размер: 10кб.
Часть текста: словарь. Хронология жизни и творчества. 1820-1824 гг. 1820-1824 Жизнь и творчество Лермонтова Лето 1820 — Е. А. Арсеньева с внуком побывала на Кавказе, как следует из дневника М. М. Сперанского. Л. живет в Тарханах. Бабушка наняла учителей. Они учат ее внука игре на фортепиано, географии, истории, французскому языку. Были поездки в Чембар, Пензу, Москву и Кропотово – к Ю. П. Лермонтову. 2 июля 1821 — Л. стал крестным отцом сыновей дворовых Е. А. Арсеньевой: Степана Иванова Рыбакова – Петра и Николая Васильева Вертюкова – Петра. 29 дек. 1821 — Л. стал крестным отцом сына дьячка Ивана Иванова – Федора. Литературная и культурная жизнь, наука и образование, журналистика и критика 1820–1822  — «Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Гаврилиада» (1821), «Вадим» (1822), «Братья Разбойники» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Узник» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Птичка» (1823), «Цыганы» (1824) А. С. Пушкина. «Море» (1822), «Шильонский узник» (1822), «Замок ...
4. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 7. А. С. Пушкин. 1799–1837. Южная ссылка (1820–1824)
Входимость: 9. Размер: 75кб.
Часть текста: в его русской интерпретации – вольнолюбивого мечтателя и разочарованного индивидуалиста. Пушкин овладевает романтической темой, романтической проблематикой и романтическим стилем. Он окончательно сводит воедино стили двух течений русского романтизма – психологического и гражданского, или социального[85]. И, что очень существенно, этот синтез предстал в больших лироэпических жанрах. Именно в романтической лирике и в романтических поэмах Пушкин преодолевает жанровое мышление. Итак, влияние Байрона и чтение его поэм определили устремленность к романтизму и творческое содержание южного периода. И все-таки связывать южный период только с воздействием Байрона было бы опрометчиво. Для понимания творческого развития Пушкина в суждение о будто бы полном господстве романтизма в южный период нужно внести существенные коррективы. На Юге Пушкин испытал не только влияние Байрона, но пережил глубокий интерес к французскому поэту-классику Андре Шенье, со стихотворениями которого, только что вышедшими (1819), он познакомился перед отъездом на Юг. Том стихотворений Андре Шенье стал любимым чтением Пушкина в южный период. Шенье с его пластикой, сдержанностью, гармонией явился для Пушкина прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности. К этому нужно добавить, что в Пушкине не угасли ни наследие Парни и просвещенного XVIII в., ни вольтеровский скептицизм: именно на ...
5. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Проза декабристов (романтическая повесть первой половины 1820-х гг.)
Входимость: 8. Размер: 28кб.
Часть текста: оно все продолжалось и продолжалось: новое сегодня становилось завтра если еще не старым, то уже и не новым; на место одной забытой знаменитости являлось несколько новых, в литературу беспрестанно входили новые элементы, содержание ее расширялось, формы разнообразились, характер становился самобытнее». [217] Начало 1820-х гг. ознаменовало себя переменами во всех прозаических жанрах русской словесности. Особенно существенными были сдвиги в развитии повести. После 1790–1800-х гг., когда появились повести Карамзина, для нее теперь наступила пора нового расцвета. Еще в «Вечере у Кантемира» (1816) К. Н. Батюшков вложил в уста Монтескье слова: «…люблю стихи, когда нахожу в них столько же мыслей, сколько слов, когда они ясны, сильны, выразительны, одним словом — хороши, как проза». [218] В свое время суждение это звучало парадоксом, однако уже в ближайшие годы все более упрочивается мысль о том, что разработка прозы необходима для дальнейшего развития отечественной литературы в целом. Одновременно возникает вопрос и о новых качествах, которые должна обрести сама проза. В 1822 г. молодой Пушкин писал: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». [219] И через два года: «…просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых...
6. Яковлев М. А.: М. Ю. Лермонтов как драматург. Глава VI. Литературные источники автобиографических драм: "Menschen und Leidenschaften", "Странный человек" и "Два брата"
Входимость: 7. Размер: 59кб.
Часть текста: драматург Глава VI. Литературные источники автобиографических драм: "Menschen und Leidenschaften", "Странный человек" и "Два брата" ГЛАВА VI. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ДРАМ: „Menschen und Leidenschaften“, „Странный человек“ и „Два брата“. Несмотря на присутствие элементов автобиографизма в указанных выше драмах, Лермонтов не остался чуждым постороннему литературному влиянию, но все-таки здесь необходимо твердо помнить, что основными ядрами сюжетологии этих драм служат отдельные эпизоды из жизни самого поэта-драматурга, а поэтому наблюдаемые здесь посторонние литературные влияния носят эпизодический характер. Разрыва в смысле драматургическом между первой драмой Лермонтова «Испанцы» и последующими автобиографическими нет, все они в своем целом лежат в плоскости романтического направления русской драмы вообще. Не забудем, что импульсом к драматизации лично пережитого поэтом был Московский театр, в репертуаре которого драмы Шиллера занимали одно из первых мест, ими увлекались, как нам уже известно, Лермонтов, Белинский и другие. Шиллер сделался драматическим образцом для Лермонтова, — его драмы, как главные литературные источники, он положил в основу «Испанцев», воспользовался он ими, ...
7. Андроников И. Л.: Лермонтов. Исследования и находки. Утраченные записки
Входимость: 7. Размер: 98кб.
Часть текста: На одном «О» — «Дева», «Близнецы», «Рак», «Козерог» и другие зодиакальные знаки, на втором нечто, напоминающее знаки масонские 1 . Эта «книга» — память о публичном выступлении семнадцатилетнего Лермонтова в зале «Московского благородного собрания» в ночь под Новый — 1832 — год. В последний вечер уходящего 1831 года в блещущий, как и ныне, известный теперь всему миру Колонный зал съезжалась московская знать, связанная между собою родством, свойством, кумовством, служебными отношениями или соседством — по Москве, по имениям: сановники, гвардейская и фрачная молодежь, красавицы замужние, и помолвленные, и только вчера надевшие длинные платья; литераторы, студенты знатных фамилий... Оставив лакеям салопы, шубы, шинели, надев домино, капюшоны, маски, они входили в белоколонный простор, теплый от множества горящих свечей и дыханья, блещущий хрусталем люстр, улыбками, нарядами, звездами, лентами, золотом мундиров, полный сверкающей музыки. И рассаживались за столами, расставленными в кулуарах и за колоннами... Все съехалось, все готовилось к торжественной церемонии! «Загремевшие на хорах трубы возвестили о пришествии Нового года», — писал в отчете о празднике «Дамский журнал». После ужина по краям зала было расставлено несколько рядов стульев. Началась мазурка, «которая продолжалась несколько часов». «Маскарад был очень жив и многолюден», — заключает «Дамский журнал» 2 . В разгар праздника распорядитель объявил о появлении астролога. Вышел гость в маске, в странном костюме, с огромной книгой под мышкой. Остановившись, раскрыл переплет: в качестве кабалистических знаков к каждой странице были приклеены огромные ...
8. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 4. Литературное творчество декабристов
Входимость: 6. Размер: 71кб.
Часть текста: декабристских организаций, но и литераторов, не принимавших участия в движении декабристов (П. А. Вяземского[49], А. С. Пушкина, Н. М. Языкова и др.). Однако формирование гражданского, или социального, течения связано прежде всего с литературной и общественной деятельностью декабристов, оно наиболее ярко, полно и последовательно воплотилось в их творчестве. К числу крупнейших писателей-декабристов относятся П. А. Катенин, Ф. Н. Глинка, В. Ф. Раевский, К. Ф. Рылеев, братья Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, А. О. Корнилович. Образование гражданского, или социального, течения русского романтизма непосредственно связано с созданием Союза Спасения (1816–1817), Союза Благоденствия (1818–1821), Северного и Южного тайных обществ (1823–1825)[50]. В документах этих обществ содержались политические установки, касающиеся, в частности, изящной словесности. Так, Союз Благоденствия следующим образом формулировал свои задачи в области искусства и литературы: "Изыскать средства изящным искусствам дать надлежащее направление, состоящее не в...
9. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. Е. А. Баратынский
Входимость: 6. Размер: 37кб.
Часть текста: в Петербурге осенью 1818 г., знакомится с Бестужевым и Дельвигом, с которым и поселяется вместе; их беспечная полунищая поэтическая жизнь была описана ими в пышных гекзаметрах: Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких, Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!). («Там, где Семеновский полк…», 1819) [364] Дельвиг и приобщил Баратынского к профессиональной литературе, — по преданию, напечатав его ранние опыты без ведома автора. Много лет спустя Баратынский вспоминал, каждый раз с новым беспокойством, о мучительном ощущении, которое он пережил, узнав о своем посвящении в цеховые поэты. Вместе с тем он сохранял и благодарность Дельвигу. «Ты ввел меня в семейство добрых муз», — писал он ему («Дельвигу» — «Дай руку мне, товарищ добрый мой», 1822). Дельвиг познакомил Баратынского с Кюхельбекером, Плетневым и Пушкиным. Сближение происходит быстро; уже в феврале 1819 г. связи Баратынского с лицейским поэтическим кружком довольно тесны. Эти связи сказываются в поэтическом творчестве Баратынского появлением «античных» эпикурейских мотивов. Баратынский воспевает «пиров веселый шум» и «пыл вакхической отваги» («Моя жизнь», 1818–1819). Тема гедонистического упоения жизнью с ее скоропреходящими радостями в его ранних стихах звучит настолько сильно, что через три-четыре года пародисты «Благонамеренного» изберут его в качестве своей главной мишени в борьбе против романтической школы. Однако отправлялся Баратынский не от романтиков. Еще в 1824 г. Дельвиг писал Пушкину о «холоде и суеверии французском» в его дидактических стихах. «Что делать? Это пройдет! Баратынский недавно познакомился с романтиками, а правила французской школы всосал с материнским молоком». [365] В самом деле, из всей группы ранний Баратынский был, пожалуй, наиболее «классичен». Он воспринял от французской...
10. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Биография Лермонтова. Лермонтовские места
Входимость: 6. Размер: 169кб.
Часть текста: «…Москва есть и всегда будет моя родина» [VI; 705] — написал Л. в 1832 г. «Москва, Москва!, люблю тебя как сын, / Как русский, — сильно, пламенно и нежно!» [IV; 43] — признается поэт в поэме «Сашка». Л. и его мать, Мария Михайловна, родились в Москве: он — в 1814 г. в доме Толя у Красных ворот, а она — в 1795 г., в доме кн. Д. А. Волконского в Мертвом переулке. Л. провел в Москве в общей сложности пять с небольшим лет — по сути, треть своей недолгой сознательной жизни. Образ Москвы неоднократно возникает в его творениях: «Панорама Москвы», драмах «Странный человек» и «Два брата», в повести «Княгиня Лиговская», исторической «Песне про царя Ивана Васильевича…» и, конечно же, в «нравственной» поэме «Сашка». Бабушка поэта Е. А. Арсеньева, опасаясь за слабое здоровье своей беременной дочери, настояла на том, чтобы она с мужем в августе 1814 г. приехала в Москву, где были опытные врачи-акушеры. Л. появился на свет, как записано в метрической книге Трехсвятительской церкви, 2 октября 1814 г. «в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя» [2; 13] у Красных ворот. Однако поэт отмечал свое рождение 3 октября, вероятно потому, что это событие случилось поздней ночью предыдущего дня. А отмечать праздник заранее всегда считалось плохой приметой. Дом Толя представлял...