Поиск по творчеству и критике
Cлово "1823"
Входимость: 15. Размер: 58кб.
Входимость: 14. Размер: 85кб.
Входимость: 12. Размер: 10кб.
Входимость: 9. Размер: 75кб.
Входимость: 8. Размер: 28кб.
Входимость: 7. Размер: 59кб.
Входимость: 7. Размер: 98кб.
Входимость: 6. Размер: 71кб.
Входимость: 6. Размер: 37кб.
Входимость: 6. Размер: 169кб.
Входимость: 5. Размер: 48кб.
Входимость: 5. Размер: 63кб.
Входимость: 4. Размер: 98кб.
Входимость: 4. Размер: 92кб.
Входимость: 4. Размер: 90кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 83кб.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Входимость: 3. Размер: 99кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 71кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 97кб.
Входимость: 2. Размер: 119кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Входимость: 2. Размер: 129кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Входимость: 2. Размер: 87кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 15. Размер: 58кб.
Часть текста: определяется новое поколение, вырастающее на литературных достижениях Батюшкова и Жуковского, но уже далеко не тождественное им. Жуковский и Батюшков открыли в поэзии эмоциональное содержание слова. Поэтическое словоупотребление разнилось с прозаическим; нормой поэтического языка становится метафоричность. В контексте поэтической строки слово начинает приобретать новые оттенки значений, не улавливаемые обычным толковым словарем; эти дополнительные оттенки могли даже вступать в противоречие с формально-логическим, понятийным содержанием слова в обиходной речи и даже языке художественной прозы. Притом речь идет не о метафоре XVIII в., привычной искушенному уху почитателей поэзии: появляется нечто новое. Когда Державин писал о водопаде «алмазна сыплется гора», то смелость здесь заключалась в выборе члена сравнения, а не в его внутренней структуре: неожиданно сопоставление водопада с горой, а не описание горы, состоящей из алмазов и обрушивающейся. Каждый ряд понятий предстает здесь как внутренне однородный, логически выдержанный. Жуковский смешал обе сферы. В его метафорах...
Входимость: 14. Размер: 85кб.
Часть текста: Н. Глинка, П. А. Катенин, В. Ф. Раевский). [191] В то же время идеологический фронт движения не ограничивался участниками тайных обществ, захватив широкий круг прогрессивных литературных деятелей. В сфере влияния освободительных идей в той или иной степени было почти все значительное в русской литературе: Гнедич и Вяземский, Пушкин и Грибоедов, Языков, Дельвиг и Баратынский. Передовая русская литература в свою очередь играла немалую роль в формировании концепции декабризма. «Горе от ума» Грибоедова, вольнолюбивая лирика Пушкина не только соответствовали настроениям декабристов, но и способствовали мобилизации сил тайных обществ. Декабристская идеология распространялась в обществе через литературу. «Мнение правит миром» — утверждала передовая просветительская философия XVIII в. Воспитанники этой философии — декабристы — верили в силу разума и считали необходимым и возможным воздействовать на «общее мнение». Литература и была тем средством, с помощью которого можно было формировать его, готовя страну ...
Входимость: 12. Размер: 10кб.
Часть текста: словарь. Хронология жизни и творчества. 1820-1824 гг. 1820-1824 Жизнь и творчество Лермонтова Лето 1820 — Е. А. Арсеньева с внуком побывала на Кавказе, как следует из дневника М. М. Сперанского. Л. живет в Тарханах. Бабушка наняла учителей. Они учат ее внука игре на фортепиано, географии, истории, французскому языку. Были поездки в Чембар, Пензу, Москву и Кропотово – к Ю. П. Лермонтову. 2 июля 1821 — Л. стал крестным отцом сыновей дворовых Е. А. Арсеньевой: Степана Иванова Рыбакова – Петра и Николая Васильева Вертюкова – Петра. 29 дек. 1821 — Л. стал крестным отцом сына дьячка Ивана Иванова – Федора. Литературная и культурная жизнь, наука и образование, журналистика и критика 1820–1822 — «Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Гаврилиада» (1821), «Вадим» (1822), «Братья Разбойники» (1822), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Узник» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Птичка» (1823), «Цыганы» (1824) А. С. Пушкина. «Море» (1822), «Шильонский узник» (1822), «Замок ...
Входимость: 9. Размер: 75кб.
Часть текста: в его русской интерпретации – вольнолюбивого мечтателя и разочарованного индивидуалиста. Пушкин овладевает романтической темой, романтической проблематикой и романтическим стилем. Он окончательно сводит воедино стили двух течений русского романтизма – психологического и гражданского, или социального[85]. И, что очень существенно, этот синтез предстал в больших лироэпических жанрах. Именно в романтической лирике и в романтических поэмах Пушкин преодолевает жанровое мышление. Итак, влияние Байрона и чтение его поэм определили устремленность к романтизму и творческое содержание южного периода. И все-таки связывать южный период только с воздействием Байрона было бы опрометчиво. Для понимания творческого развития Пушкина в суждение о будто бы полном господстве романтизма в южный период нужно внести существенные коррективы. На Юге Пушкин испытал не только влияние Байрона, но пережил глубокий интерес к французскому поэту-классику Андре Шенье, со стихотворениями которого, только что вышедшими (1819), он познакомился перед отъездом на Юг. Том стихотворений Андре Шенье стал любимым чтением Пушкина в южный период. Шенье с его пластикой, сдержанностью, гармонией явился для Пушкина прямым и оберегающим противовесом байроновской безудержной и часто алогичной эмоциональности. К этому нужно добавить, что в Пушкине не угасли ни наследие Парни и просвещенного XVIII в., ни вольтеровский скептицизм: именно на ...
Входимость: 8. Размер: 28кб.
Часть текста: оно все продолжалось и продолжалось: новое сегодня становилось завтра если еще не старым, то уже и не новым; на место одной забытой знаменитости являлось несколько новых, в литературу беспрестанно входили новые элементы, содержание ее расширялось, формы разнообразились, характер становился самобытнее». [217] Начало 1820-х гг. ознаменовало себя переменами во всех прозаических жанрах русской словесности. Особенно существенными были сдвиги в развитии повести. После 1790–1800-х гг., когда появились повести Карамзина, для нее теперь наступила пора нового расцвета. Еще в «Вечере у Кантемира» (1816) К. Н. Батюшков вложил в уста Монтескье слова: «…люблю стихи, когда нахожу в них столько же мыслей, сколько слов, когда они ясны, сильны, выразительны, одним словом — хороши, как проза». [218] В свое время суждение это звучало парадоксом, однако уже в ближайшие годы все более упрочивается мысль о том, что разработка прозы необходима для дальнейшего развития отечественной литературы в целом. Одновременно возникает вопрос и о новых качествах, которые должна обрести сама проза. В 1822 г. молодой Пушкин писал: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». [219] И через два года: «…просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых...
Входимость: 7. Размер: 59кб.
Часть текста: драматург Глава VI. Литературные источники автобиографических драм: "Menschen und Leidenschaften", "Странный человек" и "Два брата" ГЛАВА VI. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ДРАМ: „Menschen und Leidenschaften“, „Странный человек“ и „Два брата“. Несмотря на присутствие элементов автобиографизма в указанных выше драмах, Лермонтов не остался чуждым постороннему литературному влиянию, но все-таки здесь необходимо твердо помнить, что основными ядрами сюжетологии этих драм служат отдельные эпизоды из жизни самого поэта-драматурга, а поэтому наблюдаемые здесь посторонние литературные влияния носят эпизодический характер. Разрыва в смысле драматургическом между первой драмой Лермонтова «Испанцы» и последующими автобиографическими нет, все они в своем целом лежат в плоскости романтического направления русской драмы вообще. Не забудем, что импульсом к драматизации лично пережитого поэтом был Московский театр, в репертуаре которого драмы Шиллера занимали одно из первых мест, ими увлекались, как нам уже известно, Лермонтов, Белинский и другие. Шиллер сделался драматическим образцом для Лермонтова, — его драмы, как главные литературные источники, он положил в основу «Испанцев», воспользовался он ими, ...
Входимость: 7. Размер: 98кб.
Часть текста: На одном «О» — «Дева», «Близнецы», «Рак», «Козерог» и другие зодиакальные знаки, на втором нечто, напоминающее знаки масонские 1 . Эта «книга» — память о публичном выступлении семнадцатилетнего Лермонтова в зале «Московского благородного собрания» в ночь под Новый — 1832 — год. В последний вечер уходящего 1831 года в блещущий, как и ныне, известный теперь всему миру Колонный зал съезжалась московская знать, связанная между собою родством, свойством, кумовством, служебными отношениями или соседством — по Москве, по имениям: сановники, гвардейская и фрачная молодежь, красавицы замужние, и помолвленные, и только вчера надевшие длинные платья; литераторы, студенты знатных фамилий... Оставив лакеям салопы, шубы, шинели, надев домино, капюшоны, маски, они входили в белоколонный простор, теплый от множества горящих свечей и дыханья, блещущий хрусталем люстр, улыбками, нарядами, звездами, лентами, золотом мундиров, полный сверкающей музыки. И рассаживались за столами, расставленными в кулуарах и за колоннами... Все съехалось, все готовилось к торжественной церемонии! «Загремевшие на хорах трубы возвестили о пришествии Нового года», — писал в отчете о празднике «Дамский журнал». После ужина по краям зала было расставлено несколько рядов стульев. Началась мазурка, «которая продолжалась несколько часов». «Маскарад был очень жив и многолюден», — заключает «Дамский журнал» 2 . В разгар праздника распорядитель объявил о появлении астролога. Вышел гость в маске, в странном костюме, с огромной книгой под мышкой. Остановившись, раскрыл переплет: в качестве кабалистических знаков к каждой странице были приклеены огромные ...
Входимость: 6. Размер: 71кб.
Часть текста: декабристских организаций, но и литераторов, не принимавших участия в движении декабристов (П. А. Вяземского[49], А. С. Пушкина, Н. М. Языкова и др.). Однако формирование гражданского, или социального, течения связано прежде всего с литературной и общественной деятельностью декабристов, оно наиболее ярко, полно и последовательно воплотилось в их творчестве. К числу крупнейших писателей-декабристов относятся П. А. Катенин, Ф. Н. Глинка, В. Ф. Раевский, К. Ф. Рылеев, братья Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, А. О. Корнилович. Образование гражданского, или социального, течения русского романтизма непосредственно связано с созданием Союза Спасения (1816–1817), Союза Благоденствия (1818–1821), Северного и Южного тайных обществ (1823–1825)[50]. В документах этих обществ содержались политические установки, касающиеся, в частности, изящной словесности. Так, Союз Благоденствия следующим образом формулировал свои задачи в области искусства и литературы: "Изыскать средства изящным искусствам дать надлежащее направление, состоящее не в...
Входимость: 6. Размер: 37кб.
Часть текста: в Петербурге осенью 1818 г., знакомится с Бестужевым и Дельвигом, с которым и поселяется вместе; их беспечная полунищая поэтическая жизнь была описана ими в пышных гекзаметрах: Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких, Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!). («Там, где Семеновский полк…», 1819) [364] Дельвиг и приобщил Баратынского к профессиональной литературе, — по преданию, напечатав его ранние опыты без ведома автора. Много лет спустя Баратынский вспоминал, каждый раз с новым беспокойством, о мучительном ощущении, которое он пережил, узнав о своем посвящении в цеховые поэты. Вместе с тем он сохранял и благодарность Дельвигу. «Ты ввел меня в семейство добрых муз», — писал он ему («Дельвигу» — «Дай руку мне, товарищ добрый мой», 1822). Дельвиг познакомил Баратынского с Кюхельбекером, Плетневым и Пушкиным. Сближение происходит быстро; уже в феврале 1819 г. связи Баратынского с лицейским поэтическим кружком довольно тесны. Эти связи сказываются в поэтическом творчестве Баратынского появлением «античных» эпикурейских мотивов. Баратынский воспевает «пиров веселый шум» и «пыл вакхической отваги» («Моя жизнь», 1818–1819). Тема гедонистического упоения жизнью с ее скоропреходящими радостями в его ранних стихах звучит настолько сильно, что через три-четыре года пародисты «Благонамеренного» изберут его в качестве своей главной мишени в борьбе против романтической школы. Однако отправлялся Баратынский не от романтиков. Еще в 1824 г. Дельвиг писал Пушкину о «холоде и суеверии французском» в его дидактических стихах. «Что делать? Это пройдет! Баратынский недавно познакомился с романтиками, а правила французской школы всосал с материнским молоком». [365] В самом деле, из всей группы ранний Баратынский был, пожалуй, наиболее «классичен». Он воспринял от французской...
Входимость: 6. Размер: 169кб.
Часть текста: «…Москва есть и всегда будет моя родина» [VI; 705] — написал Л. в 1832 г. «Москва, Москва!, люблю тебя как сын, / Как русский, — сильно, пламенно и нежно!» [IV; 43] — признается поэт в поэме «Сашка». Л. и его мать, Мария Михайловна, родились в Москве: он — в 1814 г. в доме Толя у Красных ворот, а она — в 1795 г., в доме кн. Д. А. Волконского в Мертвом переулке. Л. провел в Москве в общей сложности пять с небольшим лет — по сути, треть своей недолгой сознательной жизни. Образ Москвы неоднократно возникает в его творениях: «Панорама Москвы», драмах «Странный человек» и «Два брата», в повести «Княгиня Лиговская», исторической «Песне про царя Ивана Васильевича…» и, конечно же, в «нравственной» поэме «Сашка». Бабушка поэта Е. А. Арсеньева, опасаясь за слабое здоровье своей беременной дочери, настояла на том, чтобы она с мужем в августе 1814 г. приехала в Москву, где были опытные врачи-акушеры. Л. появился на свет, как записано в метрической книге Трехсвятительской церкви, 2 октября 1814 г. «в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя» [2; 13] у Красных ворот. Однако поэт отмечал свое рождение 3 октября, вероятно потому, что это событие случилось поздней ночью предыдущего дня. А отмечать праздник заранее всегда считалось плохой приметой. Дом Толя представлял...