Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 322).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: Лом. -филолога в развитие теоретических принципов новой русской литературы определяется прежде всего тем, что именно он завершает теоретическое обоснование и разрабатывает практические нормы силлабо-тонического стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). В подготовленном Лом. фундаментальном труде «Краткое руководство к красноречию» («Риторика», 1748, 1758) были проанализированы принципы художественной образности, которые являлись основой поэтики классицизма, опиравшейся на законы разума. В статье Лом. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757 — нач. 1758 г.) впервые в России была разработана целостная система стилей литературного языка и жанров, как поэтических, так и прозаических. В духе нормативной поэтики классицизма Л. четко разграничивал жанрово-стилевые признаки произведений, стремился к «уместности», соразмерности и сообразности всех составных частей текста, начиная с его тематики, выбора адресатов и персонажей, круга освещаемых проблем и кончая подбором изобразительно-выразительных средств, лексическими и синтаксическими особенностями текста. Наиболее глубоко эти жанрово-стилевые разграничения оказались отражены в лирике поэта. Лом. стал действительно основоположником ряда литературных жанров (в первую очередь торжественной и духовной оды); его лирика может рассматриваться как своего рода исток всей русской лирической поэзии, ее языкового и стилистического богатства. Главной заслугой Лом. -поэта стала разработка классического образца русской торжественной оды. Основная тематика од Лом. связана с просветительскими идеалами эпохи: прославление идеального монарха, высшим воплощением которого является для поэта...
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: В послереволюционные годы А. Эфрос одним из первых коснулся Живописи Лермонтова в связи с изучением рисунков Пушкина. В своей общей характеристике живописного наследия Лермонтова он оказался еще более суровым, чем его предшественники: «Сколько часов отдал Лермонтов своему живописному прилежанию, — этим маслам, акварелям, туши, — „Воспоминанию о Кавказе“ <...> „Валерику“, „Штурму Варшавы“, „Красному Селу“ и так далее! Он очень старался, он выписывал листочки на деревьях, пуговицы на мундирах, он лощил картины, как заправский эпигон академической школы, — но его трагическая муза должна была в эти часы тяжело смыкать веки, чтоб не видеть, что делал у ее ног маленький армейский поручик Лермонтов». В оценке живописи Лермонтова критерием автору книги служили пушкинские рисунки. Беда Лермонтова, по мнению А. Эфроса, заключалась в том, что он не «вернулся к Пушкину»; лишь там, где Лермонтов «оставался в золотых пушкинских границах», рисунки его «дышат такой же неукротимой жизнью, как и его поэзия». Но и эти рисунки «не достигают прелести и чистоты пушкинских рисунков, потому что они всегда искажены приемами профессионализма — слишком ловкой линией, слишком щегольской моделировкой, слишком картинной композицией...». Здесь что ни слово, то формула, требующая пояснений. Что подразумевается под «ловкой линией», «щегольской моделировкой» и «картинной композицией» — понятиями, отдающими крайним субъективизмом? Более чем странно, что для определения пафоса рисунков Лермонтова у автора книги о рисунках Пушкина иных слов не нашлось. При сопоставлении рисунков двух поэтов, Пушкина и Лермонтова, с целью их характеристики и оценки необходимо, по-видимому, исходить из того очевидного факта,...
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: церкви и культуры. Ричардсон Сэмюэл РИЧАРДСОН (RICHARDSON) Сэмюэл (1689 – 1761) , английский писатель, один из основателей современного романа в Англии, предшественник сентиментальной школы в Европе [2; 5]. Писал в основном в жанре т. н. эпистолярного романа (романа в письмах). В частности, широкую известность, в т. ч. и в России, в начале XIX в. ему принесли романы «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), «Кларисса, или История юной барышни» (1748) и «История сэра Чарльза Грандинсона» (1753). Помимо писательского творчества, Р. Проявил себя (в первую половину своей трудовой жизни) как успешный издатель и печатник, который был зачинателем выпуска многих журналов и газет. Был современником и единомышленником многих видных литераторов-просветителей и ученых-гуманитариев своего времени, включая первого выдающегося английского лексикографа и критика С. Джонсона. Будущий писатель родился в многодетной семье в графстве Дербишир. Получил достаточно скромное образование в средней школе, поскольку отец настаивал на коммерческой карьере сына, в силу чего ему пришлось ограничиться лишь элементарными знаниями по письму и арифметике. Первые признаки таланта проявились у Р. лет в 10, когда он уже был известен среди товарищей как увлекательный рассказчик, интерпретатор различных интересных историй, а также как любитель писать письма, в т. ч. имитируя порой стиль взрослого человека. Чуть позже Р. стал пользоваться популярностью благодаря своему умению помогать молодым девушкам в написании ответов на любовные письма. Данный вид творческого труда постепенно помогал ему постигать сущность и все грани женской души и психологии. В...
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: в русской литературе творчество Ш. упомянуто Сумароковым в «Эпистолах о стихотворстве» (1748), хотя уже в начале 18 в. сюжеты пьес Ш. в переложении с французского и немецкого языков были в репертуаре иностранных трупп, выступавших в Москве и Петербурге. Первые опыты переводов непосредственно текстов Ш. имели место лишь в начале XIX в. (И. А. Вильяминов, «Отелло», 1808; И. Висковатов «Гамлет» 1811; прозаический перевод «Юлия Цезаря» Карамзина 1787 г широкого интереса не получил), однако временем настоящего знакомства русского читателя с творчеством Ш. стали 1820-е — 1830-е гг., когда появился ряд переводов основных произведений. Значительную роль в популяризации творчества Ш. сыграл «Московский телеграф». Наиболее интенсивный процесс рецепции творчества Ш. в России приходится на 1800-30 гг. Интерес Л. к Шекспиру проявился в юношеском возрасте, во время обучения в Московском университетском пансионе и затем на словесном отделении Московского университета. В письме к своей тете М. А. Шан-Гирей (1829) Л. пишет о своих впечатлениях от просмотра «Гамлета» и ...
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: придерживались неверной точки зрения, заключающейся в том, что дошедшие до нас рисунки, акварели и картины маслом «являются скорее баловством досугов» поэта и «не играют существенной роли в его биографии». 1 В послереволюционные годы А. Эфрос одним из первых коснулся Живописи Лермонтова в связи с изучением рисунков Пушкина. В своей общей характеристике живописного наследия Лермонтова он оказался еще более суровым, чем его предшественники: «Сколько часов отдал Лермонтов своему живописному прилежанию, — этим маслам, акварелям, туши, — „Воспоминанию о Кавказе“ < ... > „Валерику“, „Штурму Варшавы“, „Красному Селу“ и так далее! Он очень старался, он выписывал листочки на деревьях, пуговицы на мундирах, он лощил картины, как заправский эпигон академической школы, — но его трагическая муза должна была в эти часы тяжело смыкать веки, чтоб не видеть, что делал у ее ног маленький армейский поручик Лермонтов». В оценке живописи Лермонтова критерием автору книги служили пушкинские рисунки. Беда Лермонтова, по мнению А. Эфроса, заключалась в том, что он не «вернулся к Пушкину»; лишь там, где Лермонтов «оставался в золотых пушкинских границах», рисунки его «дышат такой же неукротимой жизнью, как и его поэзия». Но и эти рисунки «не достигают прелести и чистоты пушкинских рисунков, потому что они всегда...