Поиск по творчеству и критике
Cлово "1967"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лермонтовская энциклопедия. ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ
Входимость: 17. Размер: 186кб.
2. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "К"
Входимость: 9. Размер: 200кб.
3. Лермонтовская энциклопедия. ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ
Входимость: 7. Размер: 57кб.
4. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "П"
Входимость: 6. Размер: 181кб.
5. Лермонтовская энциклопедия. ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР
Входимость: 5. Размер: 131кб.
6. Вацуро В. Э.: Лермонтов Михаил Юрьевич
Входимость: 5. Размер: 76кб.
7. Лермонтовская энциклопедия. КИНЕМАТОГРАФИЯ
Входимость: 5. Размер: 17кб.
8. Удодов Б. Т.: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Глава восьмая. Загадка метода и стиля
Входимость: 5. Размер: 73кб.
9. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОБ"-"БЮР")
Входимость: 5. Размер: 49кб.
10. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон. Библиография
Входимость: 5. Размер: 20кб.
11. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МЕН")
Входимость: 4. Размер: 51кб.
12. Джаубаева Ф.И.: Языкотворчество русских писателей на Северном Кавказе. Основная литература
Входимость: 4. Размер: 70кб.
13. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "В"
Входимость: 4. Размер: 100кб.
14. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие и увековечение памяти Лермонтова. Лермонтов в Армении
Входимость: 4. Размер: 46кб.
15. Лермонтов М.Ю.: Русские писатели: Библиографический словарь 1994г - В.Э. Вацуро
Входимость: 4. Размер: 61кб.
16. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГЮН")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
17. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие творчества Лермонтова. Журавлева Анна Ивановна
Входимость: 3. Размер: 8кб.
18. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Избранная библиография
Входимость: 3. Размер: 34кб.
19. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Биография Лермонтова. Лермонтовские места
Входимость: 3. Размер: 169кб.
20. Потапова Г. Е.: Изучение Лермонтова в Великобритании и США
Входимость: 3. Размер: 49кб.
21. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "Т"
Входимость: 3. Размер: 47кб.
22. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон. Глава 1. Байронизм Лермонтова как историко-литературная проблема
Входимость: 3. Размер: 62кб.
23. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "СПА"-"СЮЖ")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
24. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛЕУ")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
25. Лермонтовская энциклопедия. МУЗЫКА И ЛЕРМОНТОВ
Входимость: 3. Размер: 84кб.
26. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие и увековечение памяти Лермонтова. Лермонтов в Чехии
Входимость: 3. Размер: 17кб.
27. Лермонтовская энциклопедия. ТЕАТР И ЛЕРМОНТОВ
Входимость: 3. Размер: 48кб.
28. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАЛ"-"ТОЛ")
Входимость: 3. Размер: 40кб.
29. Хубиев М. А.: Образ Лермонтова в карачаево-балкарской поэзии
Входимость: 3. Размер: 35кб.
30. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Восприятие и увековечение памяти Лермонтова. Лермонтов в Грузии
Входимость: 3. Размер: 32кб.
31. Недумов С. И.: Лермонтовский Пятигорск. Глава ІІІ. Вторая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ. Н. С. Мартынов - убийца поэта
Входимость: 2. Размер: 28кб.
32. Вацуро В.Э.: Последняя повесть Лермонтова
Входимость: 2. Размер: 92кб.
33. Головко В.М.: Проза в пространстве культуры. 4. Стратегия художественных инноваций неоконченной повести "Штосс" и опыты реконструкции текста
Входимость: 2. Размер: 52кб.
34. Пруцков Н. И.: От сентиментализма к романтизму и реализму. К. Н. Батюшков
Входимость: 2. Размер: 48кб.
35. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕН"-"МОЛ")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
36. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буквы "A" - "Z"
Входимость: 2. Размер: 33кб.
37. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Знакомые и современники Лермонтова. Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Входимость: 2. Размер: 10кб.
38. Польский Л. Н., Польская Е. Б.: Лермонтов в Пятигорске
Входимость: 2. Размер: 109кб.
39. Лермонтовская энциклопедия. ПАМЯТНИКИ ЛЕРМОНТОВУ
Входимость: 2. Размер: 11кб.
40. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры. Абай (Ибрагим) Кунанбаев
Входимость: 2. Размер: 19кб.
41. Вацуро В. Э.: М. Ю. Лермонтов и фольклор
Входимость: 2. Размер: 121кб.
42. Лермонтовская энциклопедия. "ДЕМОН"
Входимость: 2. Размер: 48кб.
43. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 5, "К"-"КЮХ")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
44. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Проза М. Ю. Лермонтова. "Вадим" (1831–1833)
Входимость: 2. Размер: 18кб.
45. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Культурные связи и влияния. Писатели, деятели церкви и культуры. Чехов Антон Павлович
Входимость: 2. Размер: 23кб.
46. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "И"
Входимость: 2. Размер: 63кб.
47. История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина). Часть 1. Глава 7. А. С. Пушкин. 1799–1837. Основные понятия. Вопросы и задания. Литература
Входимость: 2. Размер: 11кб.
48. Вольперт Л.: Эстетизация рефлексии в прозе Лермонтова (Печорин и его французские "собратья")
Входимость: 2. Размер: 96кб.
49. Черная Т.К.: М.Ю. Лермонтов. Этико-философская концепция творчества. Библиографический список
Входимость: 2. Размер: 21кб.
50. Михайлов В. Ф.: Лермонтов. Один меж небом и землёй. Краткая библиография
Входимость: 2. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лермонтовская энциклопедия. ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ
Входимость: 17. Размер: 186кб.
Часть текста: его трагич. гибели. В 19 в. особый резонанс творчество Л. вызвало в слав. странах, отстаивающих нац. независимость, где он воспринимался как борец против деспотизма. Традиция такого осмысления лермонт. поэзии возродилась в 20 в. в годы борьбы с фашизмом. Междунар. признание Л. получил гл. обр. благодаря роману «Герой нашего времени», к-рый считается наиболее ценным его вкладом в мировую лит-ру, оказавшим влияние на мн. зарубежных писателей (Дж. Джойс, К. Гамсун, Л. Штырмер и др.). Из поэтич. произв. наибольшей известностью пользуются «Демон», чему отчасти способствовала опера А. Г. Рубинштейна, и «Песня про...купца Калашникова». Лирика Л. привлекала в зап. странах, как правило, меньше внимания, что объясняется и трудностями перевода, и еще непреодоленным представлением о Л. как ученике и подражателе Дж. Байрона. В 20 в. известность Л. за рубежом возрастала по мере роста междунар. интереса к Советскому Союзу и рус. культуре. Впервые его произв. стали переводиться в странах Азии и Лат. Америки. Особое внимание уделяется Л. в социалистич. странах, где, помимо издания сочинений, осуществляются постановки его драм в театрах и на телевидении. Развитие междунар. русистики отразилось и на изучении Л.: на смену популяризаторским статьям приходят монографич. исследования его жизни и творчества. В читательских кругах растет интерес к его творчеству. Перечень лит-ры о связях творчества Л. с...
2. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "К"
Входимость: 9. Размер: 200кб.
Часть текста: ст. раскрывает мнимый характер оптимистического настроя: герой определяет свое будущее, в котором надеждам не суждено воплощение: Они умрут во мне, со мной!.. [II; 49] Значимость этих строк для авторского мироощущения подтверждается тем фактом, что позднее их варианты были включены Л. в поэмы «Боярин Орша» (стих 545: «Отец святой, Вот что умрет во мне, со мной») и «Мцыри» (стих 390: «Воспоминанья тех минут / Во мне, со мной пускай умрут»). Активное использование тропеических средств помогает автору создать запоминающиеся поэтические образы: «целый мир любви», «святое царство души задумчивой», «сокровища вселенной». Экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения и т. п.), инверсии, повторы повышают общую эмоциональность ст. На использование Л. отрицания с целью утверждения «обнаруженного, скрытого» как на черту авторского стиля указывал в своей работе А. В. Чичерин. Схожесть мотивов ст. позволяет рассматривать его в соотношении со ст. «К*» («Оставь напрасные заботы») (1832 г.) и предположить, что данное ст. также было посвящено В. А. Лопухиной. Лит.: 1) Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 432; 2) Чичерин А. В. Лермонтов // Очерки по истории русского литературного стиля, — М.: Худ. лит., 1977. — 445 с. Т. М. Фадеева «К » («МЫ СЛУЧАЙНО СВЕДЕНЫ СУДЬБОЮ…») (1832)....
3. Лермонтовская энциклопедия. ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ
Входимость: 7. Размер: 57кб.
Часть текста: (1840, 1841). В 40-х гг. проза и поэзия Л. становятся объектом лит.-обществ. борьбы, в к-рой выдвигается ряд проблем, ставших впоследствии предметом науч. изучения. Наиболее существенные из них поставлены в критич. статьях В.Г. Белинского, определившего Л. как центр. фигуру в поэзии послепушкинского периода. Белинский поднял вопрос о связи творчества Л. с обществ. и умств. жизнью России, с исканиями, рефлексией и самоанализом рус. интеллигенции; он показал отношения Л. с рус. лит. традицией; ему принадлежат и нек-рые общие характеристики «лермонтовского элемента» («субъективность» и др.), оказавшие влияние на последующее восприятие творчества Л. Проблема места Л. в рус. лит-ре стала одной из главных в лит.-обществ. полемике 40-х гг.; антагонисты Белинского выдвинули тезис о подражательности Л. по отношению к А. С. Пушкину (С.П. Шевырев, Е.Ф. Розен, П.А. Плетнев, отчасти П.А. Вяземский) и шире - о его «протеизме» (Шевырев), т.е. о воспроизведении у него ...
4. Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь. Лирика М. Ю. Лермонтова. Буква "П"
Входимость: 6. Размер: 181кб.
Часть текста: с. 209–10. Написано, по-видимому, осенью 1839 г., когда Л. узнал о смерти Одоевского. Посвящено памяти Александра Ивановича Одоевского (1802–1839), с которым Л. был дружен на Кавказе. Близкое по жанру элегии, ст. в полной мере реализует ту тенденцию к трансформации жанра, которая определяла его развитие в первую треть XIX в.: лиризация, усиление автобиографического начала, углубление поэтической проблематики и в конечном счете преодоление элегического «канона» и превращение одного из устойчивых жанров в максимально свободное поэтическое высказывание. Ст. Л. не случайно многими исследователями характеризовалось как «плач» по Одоевскому [3]. Элегическая тональность здесь воплощается в форме, свободной как с точки зрения лирической композиции, так и благодаря особой организации стиха — сложной и достаточно оригинальной для «элегической школы» русской лирики той поры (используется редкая одинадцатистишная строфа, состоящая из десяти 5-стопных ямбических стихов и последнего 6-стопного стиха; схема рифмовки: ababcddccee; значительное число междустрочных переносов). «Разительную черту ритмики ст. составляет крайне редкое в рус. стихосложении «удлинение» последнего стиха каждой строфы, тонко подчеркивающее скорбно-размышляющую медлительность повествования» [6]. Лирический сюжет ст. — обобщенная «история души человеческой», сжатая здесь до предела 6 стихотворных строф. Сущность этой истории близка одному из важнейших мотивов романтической литературы в целом и всего творчества Л.: размышлениям о судьбе незаурядного человека, обреченного жить непонятым окружающими людьми. Он наделен...
5. Лермонтовская энциклопедия. ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР
Входимость: 5. Размер: 131кб.
Часть текста: П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР . Связи творчества Л. с лит-рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по-разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит-рах, возникали в разное время - в зависимости от истории развития той или иной лит-ры. Основными проблемами, однако, были и остаются переводы произведений рус. поэта на языки народов СССР и соответственно влияние его творчества, а также изучение, оценка как самих этих переводов, так и историч. роли Л.-художника в данной лит-ре. Предлагаемая обзорная статья имеет в виду первоначальную систематизацию и обобщение имеющегося материала, но не претендует на исчерпывающую полноту, т. к. по ряду лит-р необходимых сведений собрать не удалось. Редакция не имела возможности дать полные перечни имеющихся переводов Л. на языки народов СССР и не ставила перед собой такой чисто библиографич. задачи, стремясь наметить хотя бы общие линии, по к-рым шло ознакомление с лермонт. наследием. Не включены в обзор и сведения о постановке пьес Л., опер и киносценариев на его сюжеты на ...
6. Вацуро В. Э.: Лермонтов Михаил Юрьевич
Входимость: 5. Размер: 76кб.
Часть текста: с Шан-Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.) Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка, женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова [драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830) и «Странный человек» (1831), а также посвященное памяти отца стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» (1831) и «Эпитафия» (1832)], прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания. Род Лермонтовых — основатель шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт (VII в.), — согласно им, восходит к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю...
7. Лермонтовская энциклопедия. КИНЕМАТОГРАФИЯ
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Часть текста: кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова - П. Чардынин, Алены Дмитриевны - А. Гончарова). Одночастный фильм состоял из четырех эпизодов, скрепленных пояснит. надписями. Съемка производилась в павильоне, в театр. декорациях, с одной точки. Оператор В. Сиверсен и худ. В. Фестер пытались воспроизвести рис. В. М. Васнецова и К. Е. Маковского. К немой ленте М. М. Ипполитов-Иванов написал музыку, ноты и граммофонная запись к-рой рассылались вместе с копиями фильма. Успех картины был велик; после демонстрации в моск. кинотеатрах она была показана на масленичных нар. гуляньях в Манеже, вмещавшем 10 тыс. человек. С именем П. Чардынина как режиссера связаны фильмы: «Боярин Орша» (1909), «Маскарад» (1910) и «Вадим» (1910). Постепенно совершенствовались методы постановок. «Песню...» еще можно было сравнить с «движущейся фотографией». В след. фильмах, особенно в «Вадиме», Чардынин переходит от театрализованных приемов игры на сценич. площадке к съемкам на натуре и стремится к сюжетноцелостному построению картины. В 1913 в студии Ханжонкова экранизируется «Бэла». Фильм поставил А. Громов, он же играл Печорина. Несмотря на мелодраматич. разработку сюжета, фильм выгодно отличался от лубочных киноиллюстраций начального периода кинематографии. Вследствие роста технич. и худож. возможностей кино...
8. Удодов Б. Т.: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Глава восьмая. Загадка метода и стиля
Входимость: 5. Размер: 73кб.
Часть текста: на протяжении вот уже нескольких десятилетий. «В изучении творчества Лермонтова, — отмечала в начале 70-х годов И. Е. Усок, — проблема его художественного метода — одна из самых сложных» 1 . Касаясь непосредственно «Героя нашего времени», другой исследователь справедливо констатировал: «Центральными вопросами изучения романа остаются два: 1) Каков художественный метод «Героя нашего времени»? Является ли роман романтическим или реалистическим произведением? Может быть, в романе осуществлен синтез романтизма и реализма? и 2) Кто такой Печорин? Сознательно или поневоле избирает он позицию эгоиста?» 2 . О сложном взаимоотношении в позднем творчестве Лермонтова романтизма и реализма исследователи начали разговор достаточно давно, по крайней мере полвека назад. Об их тесном взаимодействии и переплетении писал, адресуя свою статью школьному учителю, еще в 1938 г. Г. Л. Абрамович: «Критический реализм сплетается в творчестве Лермонтова с революционным... романтизмом». Исследователи все чаще констатировали, что Лермонтов «вмещается» в привычную схему творческого развития русских писателей I трети XIX века: от романтизма в раннем творчестве — к реализму в творчестве зрелом. «О художественной эволюции Лермонтова, сказывающейся в его произведениях 1837—1841 гг., — размышлял в одной из своих капитальных работ о Лермонтове Б. М. Эйхенбаум, — принято говорить в общих терминах, относящихся в равной мере и к Пушкину, и к Гоголю: «от романтизма — к реализму». Эта формула явно недостаточна... Выходит так, как будто реализм был одинаковым для всех пунктом назначения — надо было только найти путь к нему, а романтизм был всего-навсего только...
9. Лермонтовская энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОБ"-"БЮР")
Входимость: 5. Размер: 49кб.
Часть текста: поручик л.-гв. Кирасир. полка, знакомый Л. В 1834-36 учился в Школе юнкеров, где познакомился с Л. За участие в кутеже и буйное поведение был в 1836 судим и переведен прапорщиком в 6-й Кавк. линейный батальон. В дек. 1837 встречался с Л. во Владикавказе, в 1840 - в Москве. В воспоминаниях Б., датированных им 1885, речь идет о внешних событиях из жизни Л. Соч.: Три встречи с М. Ю. Л., «РБ», 1915, № 5, с. 70-81 (ср. в кн.: Воспоминания). Лит.: Потто (1), с. 67; Ашукина-Зенгер М., О воспоминаниях В. В. Боборыкина о Л., ЛН, т. 45-46, с. 741-760; Кусов Г., Поиски краеведа, Орджоникидзе, 1975, с. 53-55. БОГАТЫРЁВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГАТЫШВ Анатолий Васильевич (р. 1913), сов. композитор. Автор романсов на стихи Л.: «Расстались мы»; «В альбом» («Как одинокая гробница»), «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», «Выхожу один я на дорогу», «Узник» («Отворите мне темницу»), «Монолог Мцыри» («Когда я стану умирать...») (все опубл. в сб.: «Романсы на слова М. Ю. Л.», Минск, 1958). «С большой любовью я писал эти романсы..., - отмечал композитор. - Поэзия М. Ю. Лермонтова всегда пленяла и привлекала меня своей глубиной и человечностью» (архив...
10. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон. Библиография
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Часть текста: литературные связи. ХVIII век – первая половина XIX века. – М.: Наука, 1982. 2. Алексеев М. П. Байрон и фольклор // Английская литература: Очерки и исследования. – Л.: Наука, 1991. 3. Алексеев М. П., Чарлз Роберт Метьюрин и русская литература // Английская литература: Очерки и исследования. – Л.: Наука, 1991. 4. Андроников И. Л. Образ Лермонтова // Лермонтов М, Ю. Сочинения. – М.: Правда, 1988–1990. – Т. 1. 5. Анненский И. Ф. Юмор Лермонтова // Книги отражений. – М.: На- ука, 1979. 6. Аринштейн Л. М. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник /АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). – Л.: Наука, 1985. 7. Асмус В. Ф. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43–44. – М.: Издательство АН СССР, 1941. 8. Баевский В. С. Из разысканий о Пушкине и Лермонтове // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1983. – Т. 42. – № 5. 9. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл. – М.: Прометей, 1990. 10. Баевский В. С. Когда Батюшков познакомился с поэзией Байрона? // Историко-культурные связи русской и зарубежной...