Поиск по творчеству и критике
Cлово "CONTRA"
Входимость: 14. Размер: 36кб.
Входимость: 13. Размер: 24кб.
Входимость: 8. Размер: 34кб.
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Входимость: 3. Размер: 92кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Входимость: 2. Размер: 138кб.
Входимость: 2. Размер: 124кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 181кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 14. Размер: 36кб.
Часть текста: — СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2002. — С. 295—313. 6. Анненский И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе // Анненский И. Ф. Книги отражений. — М.: Наука, 1972. 7. Анненский И. Ф. Юмор Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. — СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2002. — С. 404—409. 8. Античные теории языка и стиля. — М.—Л.: Государственное социально-эко-номическое издательство, 1936. 9. Аполлон. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М.: Эллис Лак, 1997. 10. Аринштейн Л. М. “Цевница” // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 606—607. 11. Аристотель. Метафизика. — М., 1934. — IV. — 7. — 1011. — Ч. 23. 12. Арлаускайте Н. Строение смыслового пространства текстов Велимира Хлебникова. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологиче-ских наук. — Вильнюс, 1998. 13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 14. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. — М.: Наука, 1976. 15. Асмус В. Ф. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство: М. Ю. Лермонтов. — М.: Академия наук СССР, 1941. — №. 43—44. — Т. 1. — C. 83—128. 16. Афанасьев В. В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991. 17. Бажанов В. А. Николай Александрович Васильев: Жизнь и творчество // Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. — М.: Наука, 1989. — С. 209—228. 18. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство. — М., 1915. 19. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная лите-ратура, 1975. 20. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. — Киев: NEXT, 1994. 21. Бегли Ш. Из чего сделаны сны // Советская культура. — 7.10.1989. — С. 8....
Входимость: 13. Размер: 24кб.
Часть текста: Д. А. Из книги «Роза мира» // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2002. — С. 453—460. 4. Андреева И. Н. Социальная роль // Всемирная энциклопедия: Философия. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — С. 988. 5. Андреевский С. А. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 295-313. 6. Анненский И. Ф. Юмор Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2002. — С. 404-409. 7. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство. - М.: Скорпион, 1915. 8. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. - М.: Радуга, 1983. - С. 306-349. 9. Белый А. Мысль и язык (Философия языка А. А. Потеб- ни) / / Логос. - М.: Мусагет, 1910. - Кн. 2. - С. 240-258. 10. Белый А. О теургии // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 392-398. 11. Белый А. Символизм. - М.: Мусагет, 1910. 12. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. - Paris:...
Входимость: 8. Размер: 34кб.
Часть текста: М. Ю. Лермонтов: pro et contra, анализируют основные направления современных исследований в области лермонтоведения, подробно рассказывают о работе над созданием информационного портала, посвященного личности и творчеству поэта. Ключевые слова: М. Ю. Лермонтов, антология , лермонтоведение , информационные ресурсы . Когда в 2003 году издательство РХГА выпустило том «М. Ю. Лермонтов: pro et contra», стало ясно, что времена худосочных хрестоматий о поэте миновали бесповоротно. Понятным стало и другое: мы прочно забыли и нуждаемся в републикации не только памятников прижизненной критики Лермонтова, но и целого ряда текстов о поэте, созданные так называемой философской критикой Серебряного века. Поэтому составители тома (В. М. Маркович и Г. Е. Потапова) поступили весьма мудро, предложив читателю опусы авторов охранительного лагеря (С. О. Бурачок, С. П. Шевырев, Ф. В. Булгарин) и, конечно, статью демократа В. Г. Белинского, с которой и началось объективное лермонтоведение. Успехи гуманитарных наук последней трети XX...
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Часть текста: мироощущения Л. — причастность к космосу, вселенной. Наиболее гармоничное состояние героев Л. связано с ощущением единства земного и небесного, именно тогда в человеке пробуждается молитвенное чувство, состояние детства, тогда и возникает ощущение вечности: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы… <…> …мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо…» [VI; 223]. Космическое мышление Л. является в своей основе религиозно-философским. Он видит в человеке замысел Божий, который сам человек обязан в себе ощущать, пробуждать и действовать сообразно ему. Достижение духовного самосознания, совершенства своей собственной природы в том, чтобы «в небесах видеть Бога», «слышать» Его, видеть Его ангелов, наслаждаться их Божественным пением. И в то же время высокие ощущения, которые не всегда возможно выразить «холодной буквой», иногда сознательно снижаются, подвергаются иронии, критике с тем, чтобы вновь и вновь исправлять ошибки, подниматься по пути рефлексии, молитвенным образом к небесному, космическому, вечному, — не только ощущать свою причастность к вселенной, но и рассказать о поразительном мистическом опыте...
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: и США. Для того чтобы понять, каким образом переводили и читали Лермонтова в этих странах, автор статьи обращается к первым упоминаниям Лермонтова в англоязычной печати, а также к первым переводам, принесшим ему известность в читающей публике. В статье кратко представлен тот образ русского поэта, какой сформировался в английском языковом пространстве. Наконец, в статье охарактеризованы основные направления новейшего лермонтоведения в Великобритании и США. Ключевые слова: русско-английские и русско-американские литературные связи, восприятие Лермонтова в Великобритании и США, история литературоведения. Переводы и изучение Лермонтова в Великобритании Известность Лермонтова в Великобритании первоначально была связана с его репутацией опального поэта. В 1843 году в Лондоне вышел в свет английский перевод книги барона А. де Кюстина «Россия в 1839 году» 1 , где ссылка Лермонтова на Кавказ упоминалась как одно из свидетельств подавления свободной мысли и слова в царской империи, а в 1846 году — перевод книги И. Г. Головина «Россия при Николае I», в которой говорилось в том числе о гибели Лермонтова [Golovin, 1846, 280]. В том же антиниколаевском духе освещал судьбу Лермонтова английский путешественник Ч....
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Часть текста: б-ка рус. писателей). Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. / Ред. текста, коммент. и предисл. Б. М. Эйхенбаума; Подгот. текстов Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева. — М.; Л.: Academia, 1935–1937. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. Н. Ф. Бельчиков, Б. П. Городецкий, Б. В. Томашевский. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); Ред. коллегия: В. А. Мануйлов (отв. ред.), В. Э. Вацуро, Т. П. Голованова, Л. Н. Назарова, И. С. Чистова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979–1981. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Библиография текстов Лермонтова: Публикации, отдельные издания и собрания сочинений / Сост. К. Д. Александров, Н. А. Кузьмина; Отв. ред. Б. М. Эйхенбаум; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 479 с. — (Материалы для библиографии Лермонтова / Под ред В. А. Мануйлова; Т. 1). Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. -ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981. — 746 с.: ил. Миллер О. В. Литература о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: Библиогр. указ., 1825-1916 / БАН СССР, Ин-т рус. лит....
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Часть текста: и герой Глава шестая АВТОР, ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ И ГЕРОЙ В своем романе Лермонтов, стремясь к максимальной «объективированности» во многом близкого ему героя, отделяет его от себя прежде всего особыми структурно-композиционными средствами повествования. В «Герое нашего времени» нет единого всеведущего повествователя, как это было в раннем лермонтовском романе «Вадим». Нет в нем и «сквозного», но ограниченно осведомленного о своем герое автора-повествователя, наблюдающего его все время в основном извне, как это было во втором романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», оставшемся, как и «Вадим», незаконченным. В «Герое нашего времени» автор как бы уходит «за кулисы» повествования, ставя между собой и героем своего рода посредников, которым и «передоверяет» повествовательные функции. В отличие от «Вадима» и «Княгини Лиговской», в которых повествование велось от одного лица, было, иначе говоря, односубъектным, в «Герое нашего времени» повествовательная структура усложняется, она становится многосубъектной. В качестве субъектов повествования в нем выступают по меньшей мере три персонифицированных рассказчика: странствующий офицер, по-видимому, сосланный на Кавказ и ведущий там свои путевые записи («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина»), затем один из персонажей романа — штабс-капитан Максим Максимыч,...
Входимость: 3. Размер: 92кб.
Часть текста: страдании и преодолении земного; устремленность к самопознанию и охвату мира живой и деятельной мыслью. Ключевые слова: индивидуализм, романтизм, личность, бессмертие, самосознание, творчество, свобода. Часть 1. Духовная личность поэта в фокусе стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» В русской лирике прослеживается ряд тематических линий, уходящих своими истоками в православную традицию и лишь в ее контексте органически осмысляемых. У многих поэтов классической эпохи есть свой «ангел», свой «демон», свой «пророк», своя «муза», своя «молитва» — эти темы претворяются в русской поэзии в некие жанровые разновидности, слагают в ней важнейшие силовые линии. К ним можно добавить и тему желаемого в посмертии бытия, которая у многих поэтов отражена в образе одной из обителей , которых много на небесах («В доме Отца Моего обителей много» — Ин 14: 2); «туда б, в заоблачную келью…» — как выразил это устремление души Пушкин, или: «пора…» — «в обитель дальнюю». Туда б … я б хотел … пора … мне нужно … о если б … — подобными словами (и это один из признаков жанровой разновидности) в стихах поэтов выражается эта характерная для христианского сознания интенция — стремление к иному бытию из земной усталости и тоски, от нежеланного бытия, от его несовершенства — от всего того земного, что хотелось бы оставить (например: «сказав...
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Часть текста: гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По свидетельству однокашника Л. А. М. Меринского, было написано для рукописного журнала, издаваемого юнкерами. Ст. отражает быт Школы гвардейских подпрапорщиков: тесные куртки, маршировки, отпуск до 9 вечера в воскресенье (из которого юнкера иногда по договоренности с начальством «опаздывали») и т. п. Упоминается в ст. и один из преподавателей Школы — полковник Алексей Степанович Стунеев, командир эскадрона кавалерийских юнкеров («Пускай в манеже / Алехин глас / Как можно реже / Тревожит нас» [II; 72]). Впрочем, несмотря на такое юмористическое изображение, и Л., и его товарищи любили и уважали А. С. Стунеева. Предполагается, что именно полковник Стунеев изображен на одном из рисунков Л., созданных во время пребывания поэта в Школе — «Фигура военного с бичом в правой поднятой руке, в сюртуке с эполетами и в фуражке. Изображен в рост со спины» [5; 162]. В то же время в ст. прослеживается и отношение самого Л. к Школе. Поступая туда, поэт думал, что ставит крест на своей литературной деятельности, и действительно, обстановка Школы мало способствовала занятиям литературой. Многие планы и наброски, сделанные Л. до поступления в Школу, были в 1833 г. совершенно заброшены. Поэт почти не пишет стихов. «Юнкерские поэмы», написанные Л. в этот период, были скорее данью тамошним вкусам и нравам, чем подлинно литературными произведениями. В «Юнкерской молитве» также можно найти признаки «насильственной ломки характера»,...
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Часть текста: русского гения Лермонтов выступил одновременно как наследник и соперник великого поэта. Все творчество Лермонтова представляет собой концептуальную полемику с Пушкиным и его эстетическим универсализмом. Поэтому в художественном творчестве Лермонтова доминируют демонизм, эстетизация зла, трагический надлом, декадентские мотивы. Автор показывает, что Лермонтов явился основоположником неклассической эстетики и раннего модернизма — задолго до Серебряного века. Ключевые слова: неклассическая поэтика, интертекстуальность, демонизм, эстетизация зла, декаданс, модернизм. После Пушкина: у истоков русского декаданса (Опыт интертекстуального анализа) Неожиданная гибель Пушкина и прекращение его творчества стали большим испытанием для русской литературы и всей русской культуры. Это было не только ощущение возникшей внезапно — после Пушкина — культурной пустоты , которую ничто не могло заполнить или возместить; было ощущение достигнутой русской культурой высоты (художественной, интеллектуальной, духовной и т. п.), которую трудно удержать или вновь достичь, но которой стыдно не соответствовать. Пушкин стал для русской литературы своего рода эталоном нравственно-эстетического совершенства . Было ощущение, что творить, как Пушкин, невозможно, да и нельзя: Пушкин словно исчерпал возможности русского слова на избранном им поэтическом пути; необходимо было искать новые пути развития русской литературы 1 . И в этом смысле Пушкин становился для русских писателей и читателей — вольно или невольно — той вершиной , на которую должно взирать со стороны, с которой можно мериться ростом, от которой нужно отталкиваться, но которую нельзя повторить и опасно повторять. Творчество Пушкина не стало нормой русской литературы, а явилось, скорее, исключением из правил : им можно было либо восхищаться, либо с ним спорить. Смерть Пушкина стала испытанием для русской литературы и прежде всего для...